Перевод на русский язык: С.Л.Березнюк
Из книги "Боевая техника малой ветви тайцзицюань семьи Ян"
Юй Шидяо
Имеется две версии происхождения тайцзицюань: согласно
первой из них, тайцзицюань было создано в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь
провинции Хэнань, его создателем был человек из проживающей в Чэньцзягоу семьи
Чэнь; согласно другой - тайцзицюань было создано до своего проявления в
Чэньцзягоу, его происхождение может быть отнесено ко временам Лянского
императора Юань-ди (522 год).
1.Версия создания тайцзицюань в Чэньцзягоу
Версия создания тайцзицюань в Чэньцзягоу впервые появляется
в книге Чэнь Синя "Иллюстрированное разъяснение тайцзицюань семьи Чэнь"
(написана где-то в 1908-1919 годах), где про происхождение тайцзицюань
говорится: "Мой род Чэнь происходит от Чэнь Го, Шаньцзо перебрался в Хэнань,
обосновался в Хэнэй (при Китайской республике переименован в уезд Цинъян), а Бу
поселился в Суфэне [прим.перев. - в буквальном переводе - "заключение Су"] (Чжоуский
У-ван после организации вторжения в царство Су заключил Суского Фэнь-вана в Вэнь,
ныне переименованном в Хуайцинфу). При династии Мин на седьмой год правления под
девизом "Хунъу" [прим.перев. - 1374 год] мой первопредок с посмертным именем Бу,
помимо работ в поле и чтения книг, иньско-янскими раскрывающимися и
закрывающимися движениями всего тела обучал детей и внуков методам истиирания
риса на основе законов тайцзи, которые потому и названы "тайцзицюань".
Тринадцать поколений, передавая их до моего прадеда (посмертное имя - Гунчжао),
постигали суть семейной передачи, углубляя ее богатство". Позднее Чэнь Цзифу (Чжаопи)
в книге "Сборнике материалов по тайцзицюань семьи Чэнь" (издана в 1935 году) в
предисловии написал: "При династии Мин на седьмой год правления под девизом "Хунъу"
мой первопредок Бу переехал из Дахуайшу уезда Хундун провинции Шаньси в деревню
Чанъянцунь уезда Вэньсянь провинции Хэнань. Ныне из-за того, что потомков моего
рода стало очень много, она переименована в "Чэньцзягоу" [прим.перев. - в
буквальном переводе - "Овраг семьи Чэнь"], в десяти ли к западу по дороге сзади
ее подпирает горный кряж, называемый Цинфэнлин [прим.перев. - в буквальном
переводе - "Кряж чистого ветра"]. В те времена там скрывалось много бандитов,
терроризировавших деревенских жителей, правительственные войска не осмеливались
их изловить. Мой первопредок, давно искусно владеющий тайцзицюань, воодушевленно
воспрянул, возглавил несколько сот человек - сыновей, братьев, деревенских
крепких парней и мужиков, атаковал бандитское логово, и в результате победы
места стали спокойными. После этого занимающихся стало много, в деревне
организовалось общество по изучению боевого искусства, и это боевое искусство
широко распространилось. При династии Цин в годы правления под девизом "Канси"
[прим.перев. - 1662-1722] предок Цзоутин [прим.перев. - также известен как
Вантин] выдержал экзамен на военный чин, хорошо владел кулачным искусством, в
горах уезда Дэнфэн провинции Хэнань победил большого разбойника Ли Цзиюя
[прим.перев. - по некоторым источникам, Ли Цзиюй был вожаком повстанцев, которые
в официальных документах именовались "бандитами"], только вошел в горы - и
врагов не стало, крепость сразу покорилась [прим.перев. - по некоторым
источникам, Ли Цзиюй был другом Чэнь Цзоутина, поэтому тот просто пришел в
лагерь и уговорил Ли сдаться без боя]; в горах арестовал и взял в ученики Цзян
Фа [прим.перев. - по некоторым источникам, Цзян Фа был одним из военачальников
Ли Цзиюя, т.о. сделав его своим слугой Чэнь Цзоутин, фактически, спас его от
казни, чем и объясняется последующая преданность Цзян Фа и его верность Чэнь
Цзоутину] и передал ему искусство, когда господин Цзоутин стал стар, то было
сделано изображение, где Цзян Фа стоит рядом с ним, до нашего времени оно
сохраняется в семейном храме". Также там написано: "Мой высокий предок господин
Чансин родился в час цзи шестнадцатого дня восьмого месяца тридцать шестого года
правления под девизом "Цяньлун" [прим.перев. - 1771 год], ушел в час сюй в
начале третьего месяца третьего года правления под девизом "Сяньфэн"
[прим.перев. - 1853 год], было ему тогда восемьдесят три года. К годам правления
под девизом "Даогуан" [прим.перев. - 1821-1850] отлично овладел кулачным
искусством, когда стоял в толпе из сотен и тысяч человек, то как бы его ни
толкали и ни теснили - его ноги не сдвигались ни на волосок, приблизившиеся к
его телу не могли с ним столкнуться, подобно тому как вода обтекает лежащий в
ней камень. Люди того времени называли его "Господин Великий Князь с таблицы
предков", знаменитым из его учеников является Ян Фукуй по прозванию Лучань из
Гуанпинфу, у которого была очень яркая биография и который стал широко известен
благодаря кулачному учению семьи Чэнь".
Из процитированных отрывков следует, что тайцзицюань было
создано Чэнь Бу при династии Мин на седьмой год правления под девизом "Хунъу"
(1374), позднее передавалось до Чэнь Чансина (1771-1853). Чэнь Чансин обучил не
принадлежавшего к семье Ян Лучаня.
В 1930 году Тан Хао по приглашению Чэнь Цзымина отправился
в Чэньцзягоу для исследования тайцзицюань, получил доступ к "Семейным хроникам
рода Чэнь", где против представителя девятого поколения рода Чэнь - Чэнь Вантина
(Цзоутина) имелась запись: "Что за годы - носил кольчугу и держал меч,
изничтожал массы скверны, не раз опрокидывал тайные замыслы! Удостаиваться
милостей - напрасно! Сейчас уже стар и при смерти, спустится к Желтому Двору - и
свиток последует за телом. В свободное время создавал кулачное искусство, в
рабочее - пахал землю, когда оставалось время - обучал братьев, сыновей и
внуков, стали драконами и тиграми..." На основании этого Гу Люсинь сделал вывод,
что Чэнь Вантин "творчески соединил все с даоин и туна, в результате чего на
тренировке льешь пот, но не задыхаешься". Это мнение можно найти в книге Тан Хао
и Гу Люсиня "Исследование тайцзицюань" (издана в 1964 году). В опубликованной в
ней версии о создании тайцзицюань Чэнь Вантином была серьезная ошибка, цензор
[прим.перев. - цензоры надзирали за правильным исполнением обязанностей всем
управленческим аппаратом и принимали все необходимые для этого меры] по
историческим делам из уезда Лулун провинции Гуанси был спутан с военачальником (сюцаем)
Чэнь Вантином из Чэньцзягоу [прим.перев. - в их именах последние иероглифы
чуть-чуть различаются, но читаются одинакого]. Гу Люсинь исправил эту ошибку в
"Спортивной газете" от 6 сентября 1980 года в заметке "После прочтения `Малого
изучения боевых следов тайцзи'", полный текст его ответа таков:
"Спортивная газета" 28 апреля опубликовала статью товарища
У Гу `Малое изучение боевых следов тайцзи', которая в целом написана очень
хорошо. Однако в истории о принесении тайцзицюань в Чэньцзягоу Чэнь Вантином
чэньцзягоуский Чэнь Вантин (в семейных хрониках его имя записано одними
иероглифами, в родовых хрониках и на могильной стеле - другими) ошибочно спутан
с ляодунским [прим.перев. - при династии Мин пограничный район Ляодун занимал
прибрежные земли Ляодунского залива от Шаньхайгуаня до Ляодунского полуострова,
весь полуостров и территорию к северу от него вплоть до современного Шуанмяоцзы]
цензором Чэнь Вантином. Я и сам ранее допускал подобные ошибки: у двух людей
одинаковые фамилии, одинаковые имена, жили в одно время, оба отличились на
военном поприще, оба удостаивались высочайших милостей - вот и принимал их за
одного и того же человека, такие ошибочные версии содержатся в книгах
"Тайцзицюань семьи Чэнь" и "Исследование тайцзицюань". В 1964 году в "Новом
спорте" была опубликована статья, где было исправление: `Цензор Чэнь Вантин из
уезда Лулун был обвинен в 1693 году и подвергнут мучительной смерти в родной
деревне'. В "Хрониках уезда Вэньсянь" есть "Биография У Цунхая", где
упоминается, что "Чэнь Вантин из деревенских охранных войск" в 1643 году
командуя деревенскими войсками под управлением начальника уезда У Цунхая отбил
нападение атаковавших город "бродячих бандитов". Я очень благодарен читателям,
указавшим мне на ошибку, в результате чего пришлось вносить исправления в две
книги. Однако из-за беспорядков, вызванных Линь Бяо и "бандой четырех"
[прим.перев. - имеется в виду "Великая Пролетарская Культурная Революция"
1966-1976], я не мог сделать этого ранее. Сейчас товарищ У Гу продолжает
повторять мою огибку, надо теперь же прояснить это дело: создавший в начале
династии Цин тайцзицюань Чэнь Вантин из Чэньцзягоу никак не связан с цензором
Чэнь Вантином.
2.Версия создания тайцзицюань до его проявления в
Чэньцзягоу
(1)Самые ранние упоминания о тайцзицюань
http://taijiquan.narod.ru/http://taijiquan.narod.ru/http://taijiquan.narod.ru/