Шаолиньский монастырь
Первым кодексом шаолиньского удэ стали десять коротких
правил, сформулированных фактическим создателем канонического шаолиньского ушу
Цзюэюанем в 30-х годах XIII в. Они получили название “Десять запретов” (“Ши
цзинь”), по аналогии с десятью запретами, известными каждому буддисту. Эти
правила касались десяти запрещенных или “неправедных” поступков, которые не
должен был совершать монах-боец: отрекаться от учителя (не соглашаться с
учителем), иметь неправедные (еретические) мысли, обманывать, неоправданно
демонстрировать свое искусство, воровать, совершать безрассудные поступки,
совершать злые (преступные) деяния, нарушать указы и законы, обижать слабых,
пить вино и предаваться разврату.
На протяжении шести столетий эти правила формировали
собой канон поведения не только монахов-бойцов монастыря, но и тысяч светских
последователей шаолиньцюань по всему Китаю.
Со временем “Десять запретов” получили свое
осмысление непосредственно в терминах боевых искусств, хотя в течение долгого
периода их чисто “боевая” трактовка существовала лишь в устном виде. Наконец в
1915 г. “Шаолиньские заповеди” были опубликованы в книге известного мастера ушу
и адепта шаолиньской традиции Цзунь Воцзи “Тайные речения Шаолиньского ушу”.
Приведем некоторые из них:
1. Основная цель того, кто изучает нашу технику
заключается в том, чтобы укреплять тело и дух. Учащийся обязан заниматься с
рассвета до заката и не должен прекращать занятия, когда ему вздумается.
2. Совершенствующийся в боевом ремесле делает это
лишь ради самозащиты, укрепляя собственную кровь и циркуляцию ци, воспитывает в
себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто нарушает этот принцип, совершает то же
преступление, что и нарушающий буддийские предписания.
3. Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть
предельно уважительным к нему. Нельзя совершать поступки, в которых сквозит
заносчивость или пренебрежение.
4. В отношении собратьев следует вести себя мягко и
обходительно, быть искренним и не допускать обмана. Нельзя, бравируя силой,
обижать слабого.
5. Если во время странствия встретишь мирянина,
главное, что при этом необходимо, — терпеливо, снисходя к низшему, стараться
спасти его, нельзя необдуманно демонстрировать свое умение.
6. Каждый, кто познал методы шаолиньских учителей,
не должен пускать в ход силу для выяснения отношений. Если он вдруг встретит
человека, неизвестно откуда пришедшего, он должен сначала поместить левую ладонь
на уровень бровей; Если странник принадлежит к той же школе, он должен ответить
знаком правой ладони, дабы по нему они узнали друг друга и оказывали друг другу
помощь, выражая дружеские чувства к товарищу по Учению.
7. Употребление вина и мяса является тяжелейшим
грехом в буддизме. Следует благоговейно придерживаться этого запрета, никогда
его не преступая. Употребление вина отнимает волю, а мясо ослабляет дух.
8. Увлечение женщинами и мужеложством неизбежно
встретит гнев Неба, тому же это непростительно с точки зрения буддизма. Все
последователи нашей чаньской школы не должны забывать об этом строжайшем
запрете.
9. Не следует необдуманно обучать технике
последователей-мирян, дабы избежать вреда, который может принести это обучение в
мир, в нарушение основных принципов буддизма. Если же ты твердо уверен, что
природа и характер человека чисты и беспорочны, а в учении он не дерзок и не
бесчеловечен, то можно начинать передачу ему патры и рясы (т.е. учения— AM.). Но
если он впадет в грех и увлечется вином и развратом, то надо взять клятву с
этого человека, дабы впредь он соблюдал правила приличия. Нельзя, однажды
добившись от него энтузиазма в обучении, сразу же поверить, что это на всю
жизнь. Таков первостепенный и наиважнейший принцип нашей школы ни в коем случае
им нельзя пренебрегать.
10. Остерегайся духа соперничества, избегай также
привычки к самовосхвалению. Этим ты убиваешь сам себя, к тому отравляешь и
других, даже неизвестно —скольких. Жизненным принципом таких людей, практикующих
боевые искусства, является либо бахвальство своим умением, либо жажда
обогащения, поэтому все это -- лишь пена, выходящая за пределы оснований ушу.
Такие люди являются отбросами чаньской школы. Принесшему позор в этот мир через
короткое время воздается смертью. Разве в этом смысл искусства, созданного
первоучителями?! Все последователи должны крепко-накрепко запомнить это”
Одним из самых известных бойцов за всю историю
Шаолиня стал Мяосин (мирское имя — Се Мэнвэнь), прозванный “Золотой архат”. Он
исполнял обязанности старшего наставника по ушу, а потом, в 20-х годах XX
столетия, и настоятеля. Он был “благочестив, соблюдал все буддийские правила,
был искусен в ушу и литературе”. Мяосину принадлежит одна из последних крупных
редакций шаолиньского удэ, под названием “Пять запретов и семь вредоносных
факторов”.
“Первое — сторонись нерадивости и лени,
второе — сторонись гордыни и похвальбы,
третье — сторонись вспыльчивости и суетливости,
четвертое — избегай перескакивать через
установленные ступени,
пятое — избегай чрезмерного увлечения вином и
женщинами”.
“Семь вредоносных факторов” заключались в следующем:
“Первый — сексуальные связи вредят семени,
второй — вспышки гнева вредят ци,
третье — мучительные раздумья угнетают дух,
четвертый -- зависть вредит сердцу,
пятый — излишества в питье и пище вредят крови,
шестой — ленивый образ жизни вредит мышцам,
седьмой — суетливость вредит костям”
(Маслов А.А. “Энциклопедия Боевых Искусств” М. “ГАЛА
ПРЕСС”2000)
http://www.kungfu.ru/article.html?rid=3&id=18