Бацзицюань - направление цюаньшу, характеризующееся главным
образом короткими атакующими ударами и движениями руками , выполняемыми вплотную
к туловищу, такими как ай ("пробивать"), бан ("толкать"), цзи ("теснить"), као
("подпирать") и другими.
Композиция комплексов характеризуется краткостью и
отточенностью, применение силы - жесткостью и быстротой, перемещения - четкой
постановкой стопы и стремительностью шага, движения руками подобны стреле в
момент отрыва от тетивы, стремительные шаги подобны камню, брошенному в
пропасть. Отличается отрывистым ритмом и хитроумными приемами, жесткостью,
неожиданностью и взрывным характером движений, неожиданными движениями вверх и -
твердыми вниз, выполнением движений близко к туловищу и стремительностью атаки.
Бацзицюань оказывает положительное воздействие на рост
физической силы, развитие быстроты, координации движений и других качеств.
Название стиля и его история:
Сложившаяся за последние десятилетия система градаций в
китайских боевых искусствах разделяла все существующие стили и школы ушу на
"внешние" и "внутренние". Причем, если для "внешних" стилей характерным
считается использование мускульной силы и "жесткой" техники, то "внутренним"
стилям ушу, как считается, больше отвечает гибкость и "мягкость", а главное - в
них делается упор на использование так называемой "внутренней" энергии - Ци
(основополагающий термин "Ци" - пневма, жизненная энергия - восходит к ранним
даосским системам и встречается в канонических текстах древней натурфилософии, а
также традиционной китайской народной медицины).
Исходя из этой схемы наиболее типичными представителями
"внешних" стилей являются направления шаолиньского ушу и многочисленные
отпочковавшиеся от них школы, в то время как к "внутренним" относят всего три
основных стиля: Тайцзи, Багуа и Синьи.
Несмотря на очевидную ограниченность подобной системы
представлений она была повсеместно широко распространена во всем мире с конца
20-х годов нашего века. Однако в последнее время благодаря наметившейся
тенденции возрождения традиционного ушу в Китае, выходу сохранившихся клановых и
фамильных школ и уцелевших мастеров ушу из подполья, исследования синтоистов и
специалистов в этой области внесли в нее существенные дополнения. Так, к
"внутренним" стилям некоторые исследователи (в том числе известный мастер
традиционного ушу доцент Ханчжоусского университета Цзи Цзянчен) теперь
причисляют следующие, малоизвестные на Западе стили: Лио Хо Па Фа, Ши Сан Тайбао,
Цзу Ран цюань, Ву Ксин цюань, И цюань, Цзу Мен цюань, Южный белый журавль, 18
Лохань, а также Бацзи (называемый также Пачи цюань). Возникнув в южных деревнях
провинции Хэбэй, стиль Бацзи в течение долгого времени был известен узкому кругу
мастеров материкового Китая и на Тайване, и только недавно информация о нем
стала появляться на Западе.
Сведения о происхождении названия Бацзи противоречивы. По
одной, космогонической версии, в древней книге "Хуай Нан Зи" говорится, что
между Небом и Землей находятся 9 сфер Цзио и 8 Цзи; по ту сторону Цзио находятся
8 Ян, а за ними находятся 9 Хонг. Ян означает связь, проникновение на большую
дистанцию; Хонг определяет ширину, распростертость. Таким образом, Бадзи - это
нечто, проникающее вдаль и вширь в бесконечность.
Согласно другой версии, старое название стиля "Бази цюань"
связано со сходным названием типичной для этого стиля формы кулака - наклонного
и "пустого" внутри (т.е. "ватного", неплотно сжатого). В период Кангси Цинской
династии с распространением стиля в северные провинции Китая его название
изменилось на Бацзи (при одинаковом произношении для северного и южного
диалектов).
В последующем различные школы, практикующие Бацзи, стали
интерпретировать это название по-разному: одни связывали "Бацзи" с 8 основными
ударными частями тела (головой, плечами, локтями, руками, ягодицами, бедрами,
коленями и ногами), техника использования которых в поединке доводилась до
совершенства; другие - подчеркивали в названии "Бацзи цюань" главным образом
работу "внутренних" сил - цзин, генерируемых и распространяемых во всех 8
направлениях.
Происхождение и история стиля, учитывая его закрытость для
непосвященных, также весьма туманны. Однако в старых текстах имеется упоминание
о человеке по имени Ву Зонг (второе его имя Хонг Ченг), жившем в период с 1712
по 1802 гг., являвшемся также основателем стиля "Восемь Дверей" в Северном
Китае, который усердно тренировался с малых лет, занимаясь ушу буквально день и
ночь, в любую погоду.
Однажды, когда он тренировался ночью, внезапно перед ним
появился необычный старик, который легко спрыгнул с крыши дома и, смеясь,
наблюдал за его работой. Ву Зонг спросил его, кто он, однако незнакомец вместо
ответа стал демонстрировать невиданную ранее технику ушу, которая действительно
потрясла Ву Зонга своей мощью и тонкостью приемов. Он попросил старика сесть и
рассказать ему о себе, но тот вместо этого дал ему урок теории ушу и сказал, что
показанные им приемы взяты из стиля Бацзи цюань. Ву Зонг упросил мастера взять
его в ученики, и в течение 10 лет они жили под одной крышей, постоянно изучая
приемы и хитрости стиля Бацзи. После 10 лет упорных занятий мастер признал, что
ему нечему больше учить Ву Зонга и собрался уходить. Ву Зонг сказал ему:
"Учитель, Вы более 10 лет передавали мне бескорыстно Ваше знание, однако до сих
пор я не знаю Вашего имени". Старый мастер ответил, что его имя знают только
самые близкие ученики. И он назвал свое имя: Лай Коу Юан. Так Ву Зонг понял, что
перед ним действительно легендарный и самый известный в то время мастер
Поднебесной Лай. Впоследствии Ву Зонг стал распространять искусство Бацзи, имел
многих преданных учеников и даже готовил по посьбе сановника Ванг Гонг Да Рена
группу из 150 императорских телохранителей по системе Бацзи в его дворце.
Преемники Ву Зонга и его ближайшие ученики Ли Да Зонг и
Чанг Кемин продолжили его дело. Мастер Ли уже в пожилом возрасте передал школу
Бацзи своему сыну Ли Гуй Зао, а мастер Чанг в качестве преемника выбрал своего
сына Чанг Цзин Ксина. Спустя несколько поколений школу, традиционное знание и
искусства боя Бацзи представлял мастер Ма Фу Луо (брат основателя стиля Тунбэй
Ма Фэнту), который возглавлял мусульманскую общину в своей провинции. До
недавнего времени он уже будучи в весьма преклонном возрасте (ему было тогда за
80 лет) проживал в Нингкси. Известно, что Ма Фу Луо многие годы сражался как с
японскими захватчиками, так и с великоханьскими угнетателями своего народа,
поэтому он брал в ученики только мусульман из своего ближайшего окружения.
Однако в 1984 году Ма Фу Луо по просьбе своего старого друга, также известного
мастера ушу Чен Ксиан Дзина приходил к нему домой и тайно бучал Бацзи его внука,
тогда уже студента Цзи Цзянчена.
Цзи Цзянчен рассказывал, что этот суровый старик шел к нему
на занятия издалека пешком, всегда держался очень обособленно и даже не
прикасался к их домашней еде - в котомке у него была своя специально
приготовленная пища. Цзи Цзянь Чен в это время изучал государственный курс Бадзи
в Институте ушу в Ченгду и имел возможность сравнить блестящую технику Бацзи,
которую ему преподавал Ма Фу Луо, с серым, лишенным глубины и практического
смысла ее жалким подобием, преподносимым в Институте.
Бацзи цюань - очень практичный и мощный стиль. Его внешняя
форма довольно проста, отточенность и связность отдельных движений превращают
комплексы (таолу) в грациозный танец. В спарринге же, даже тренировочном, приемы
Бацзи потрясают своей мощью и жесткостью. (Поэтому требуется высокая техника и
долгая работа для возможности применения отдельных, не очень опасных "входов"
Бацзи в спортивном поединке - иначе тяжелых травм не избежать!). Молниеносный
вход на ближнюю дистанцию и прорыв защиты противника (каймень) позволяет
использовать весь арсенал ударов и бросков в любой последовательности.
Ниже продемонстрирован один из типичных приемов Бацзи в
исполнении мастера Кан Тьян Чена (он слева). В ответ на правый удар рукой
противника он, используя взрывное усилие ног (тэнто), резко сокращает дистанцию,
блокируя своим контрударом атакующую руку противника, "взламывает" защиту ("внешие
ворота") и выводит противника из равновесия, используя "ножницы" с помощью этой
же своей руки и выдвинутой вперед стопы. Данный прием (его название - "Бенг")
является образцом стратегии стиля Бацзи.
Что касается "внутренней" работы в Бацзи, то она не так
очевидна, как ее внешнее прявление. Требуется значительное время, чтобы
научиться эффективно применять "внутренние" силы (цзинли), добиться их
правильного использования в технике приемов и связок.
Бацзицюань - "8 небесных сфер", 8 основных сил (цзин), 8
ударных поверхностей.
Полное название - "каймень бадзицюань" - "открытие ворот
восьмикратного бокса". Ещё его называют "юэ шань бацзицюань "- "8 кратный бокс
горы Юэ". Основными техниками бацзицюань являются: 6 больших открытий, 8 больших
форм, а также таолу, такие как: бацзицюань (бацзидуйцзё), 6 локтей (лю чжоу тоу),
бацзи, бацзи "твёрдой функции", бацзи синцзя ("бацзи новой формы"), "двухлинейный
бацзи" и др. В состав техники работы с оружием входят основные виды оружия,
такие как: лухэдацюань, дуйцзэ, далухэ и т.д.
Силовые приемы: обвалить, потрясти, прорвать, бить,
приближать колоть, нажимать, опираться, стукнуть, мешать и вязнуть и др.
Характерные особенности: движения короткие, лаконичные,
имеются длинные и короткие движения, сброс силы - мощный и быстрый, жесткие
движения (опираться, приближать и погружаться) включают технику локтей,
стабилизируя тело в нижней его части.
Бацзидуйцзё (называют бацзицюань) - включает 4 дорожки и 42
формы движений, из них важнейшие формы, такие как: колотить, толчок локтем с
левой и правой стороны, захватывать и бить, лягать в движении, поднять раму,
перевести ладони в кольца, большое смещение, малое смещение, висеть и свалить,
стоять на колене и бросить в лицо ладонями, давить стопой и колоть и т.д.
Комплексы бацзицюань входят в обязательную программу сдачи
на желтый и зеленый пояса по школе Федерации.
http://www.wushu.org/rus/1203.php