Чтобы иметь хорошее здоровье и большую боевую силу,
необходимо, чтобы ваше тело было сильным и физически здоровым, а Ки была
обильной и хорошо циркулировала. Если у вас Ки обильна, но тело не здорово, это
все равно, что иметь мощный источник энергии и негодную машину, которая не
сможет эту энергию полностью проявить. А если у вас мощная, исправная машина, но
нет источника энергии, машина в этом случае будет бесполезной. Итак, чтобы мощно
проявить боевую силу, вам необходимо иметь как здоровое и сильное тело, так и
обильный запас Ки.
Перед началом изучения формальных последовательностей
движений (ката, комплексы ушу и т.д.), в основе которых лежат различные
структуры боевой силы, важно знать одну важную вещь. Существуют внешняя и
внутренняя боевые силы.
Так внешние структуры боевой силы – это всего лишь движения
тела (подвижные технические элементы).
Однако в результате этих движений генерируется энергия,
которая затем направляется в разные части тела для защиты или нападения. Поэтому
при одинаковых движениях тела проявление энергии в руках или ногах, в
зависимости от мишени или цепи действия, будут различны. Например, форма ног при
атаке паха и голени отличаются, хотя при этом движения тела одинаковы. Формы рук
для атаки глаз также отличаются от форм для атаки горла и груди.
Поэтому применение (скрытое) движений тела (мы называем это
видимая форма) в настоящих боевых ситуациях является живым искусством, которое
должно быть понятно и осознанно практикующим.
Одной из важнейших практик формальных последовательностей
движений является культивирование устойчивой силы, которая генерируется в
результате сбалансирования, центрирования и, так называемого, укоренения.
Дело в том, что, если вы не укоренены и не устойчивы, любое
проявление боевой силы будет слабым и бесполезным.
Для того чтобы быть сбалансированным, необходимо научиться,
практикуя комплексы, направлять энергию Ки в поясничную область (по
опоясывающему сосуду).
После того как вы сбалансировали себя, можно заняться
укоренением. Во время практики формальных последовательностей концентрируйте ум
в области под стопами. Затем нужно перейти к устойчивости тела. Это означает,
что вы должны контролировать равновесие, укоренение, центрирование при
воздействии внешней силы на ваше тело, а также при излучении энергии для атаки.
Практикуя устойчивую силу, необходимо научиться направлять
энергию из поясничного отдела, как для защиты, так и для нападения. Для этого
необходимо максимально расслабить поясничную область.
Как уже упоминалось, внешняя боевая сила – это внешнее
действие, которое можно увидеть снаружи (то есть видимая или явная форма),
например ой-дзуки (удар рукой с шагом одноименной ногой). Также можно сказать,
что внешняя боевая сила – это движения, демонстрирующие особенности конкретного
стиля. По проявлению внешней боевой силы мы обычно можем судить об отличительных
особенностях стиля и виде той боевой силы, которую он проявляет.
Внутренняя боевая сила – это энергия, или Ки. Которая
является необходимым источником силы. Без наличия больших количеств энергии и ее
циркуляции проявление боевой силы остается внешним. Для того чтобы проявление
вашей боевой силы было четким, точным и сильным, необходимо тренировать в
практике ката, и комплексов других систем оба типа боевой силы. Иначе, без
внутреннего проявления энергии упражнения будут лишь физическими движениями без
сильной энергетической основы (чем и страдает большинство практикующих каратэ).
В то же время, без правильного положения и движения тела, проявление боевой силы
будет неполным и её эффективность будет снижена.
Несмотря на то, что существует большое количество
приверженцев отрицания полезности и практичности тренировки ката, таолу, видится
целесообразным, на основе вышеизложенного, указать на важность практики
формальных последовательностей движений. Ибо они позволяют приобрести не только
прочный «корень», но и овладеть различными структурами боевой силы. А ведь от
каждой структуры боевой силы производится много практических приемов. В этом то
и есть ключ к пониманию БУНКАЙ (практическое понимание технических движений).
Важно не коллекционировать приемы (видимые формы), а
прочувствовать и понять суть структуры боевой силы, заложенной в данном
движении. Чтобы, затем в реальном поединке, свободно реагировать на изменение
ситуации, а не действовать заученными шаблонами.
Количество структур боевой силы ограничено, однако их
применения бесконечны.
Попробую перечислить некоторые структуры для более ясного
понимания излагаемого материала:
1. выкручивающая сила - горизонтальные круговые движения
являются источником проявления этой боевой силы. Поясница используется для
направления круговых движений рук и кистей. Проявляется сила в горизонтальных
круговых движениях (круговые удары руками, броски и т.д.) Практикуют ее как для
рук, так и для ног.
2. расширяющая – расширение энергии по дуге, формируемой
грудными мышцами. Например, начальные формы (дзёдан-укэ) в Хейан Нидан, Йодан,
которые можно использовать не только для отбивания руки противника, но и для его
опрокидывания (!).
3. сжимающая – противоположна расширяющей. Эта сила
генерируется в результате сокращения мышц передней части груди, а направляется к
рукам и кистям (вторая форма Хэйан-Нидан со скрещенными руками). Данная
структура может быть использована для боевых воздействий на запястье, солнечные
сплетения с целью блокирования дыхания.
4. хлопающая – используется для нанесения сопернику хлопка
по лицу, голове или паху кистью (ладонной или тыльной частью) любой руки.
5. опускающая – используется для захвата части тела
(например, руки или головы) противника, чтобы заставить его опуститься вниз.
6. захватывающая – используется для блокирования суставов.
7. поднимающая – используется для поднятия руки противника,
чтобы открыть подмышечную область для проведения атаки. Также эта структура
используется для поднимания локтей в технике болевых воздействий.
8. толкающая - может выразиться в ударе кулаком, ладонью.
Если толкающее движение направить вниз, то оно может быть использовано для
освобождения от захвата за руку, для отталкивания рук и тела противника.
Целью формальных последовательностей является достижение
общей эффективности на базе совершенствования техники, или, точнее, она состоит
в том, чтобы дать практикующему возможность «прочувствовать», что первое
органически вытекает из второго. Сражаясь «реально», с участием тела и духа, он
должен приближаться (на первом этапе) к совершенной внешней форме движений,
определенной старыми мастерами той или иной системы. Итак, первая цель в
практике формальных последовательностей – правильно изучить внешнюю форму и быть
в состоянии воспроизводить ее автоматически. Сюда относится положение рук, ног,
корпуса, головы, позвоночника. Так от правильного положения ног, зависит
устойчивость формы, её сила. Если стопы расположены неправильно, все тело
становится как дерево с наполовину подрубленными корнями. Физический процесс
устойчивости предполагает выравнивание скелетной структуры по силе тяжести.
Появляющаяся в результате этого связь с землей делает возможным свободный обмен
силами вверх и вниз через скелетную структуру.
Каждое движение коренится в ступенях, развивается в ногах,
направляется поясницей и проявляется через пальцы и кисти рук. Мы подключаемся к
силе Земли посредством устойчивости, или укоренения, как это называют китайцы,
чтобы, в конечном счете, довести энергию из стоп к кистям. Хотя стопы и ноги –
это наш структурный фундамент, иметь правильную структуру в нижней части тела
еще не достаточно. Сила, которую мы развиваем в ногах, практикуя устойчивость
(укоренение), имеет тенденцию стопориться в изгибах позвоночника. Довольно часто
приходится наблюдать адептов того или иного стиля или системы, выполняющих
формальные последовательности, с согнутой спиной, когда плечи проецируются на
коленные суставы, либо выпячивают живот, отводя сильно плечи назад. Для того
чтобы правильно выровнять позвоночник, можно использовать очень простое и
эффективное упражнение:
1. Встаньте у стены (без плинтуса) или у двери, касаясь её
позвоночником. Стопы на ширине плеч, параллельны друг другу. Расслабьте крестец.
2. Прижмите стопы к земле (полу). Согните слегка ноги в
коленях, выкрутите слегка колени наружу (левое против часовой стрелки, а правое
– по часовой), таз направлен прямо вперед. Прижмите крестец к стене.
3. Прижмите к стене точку на позвоночнике, которая
находится напротив солнечного сплетения. Подержите эту позу немного и
расслабьтесь.
4. Опустите грудину, втяните подбородок, слегка округлите
лопатки и подведите к стене седьмой шейный позвонок (большая кость в основании
шеи). Подержите эту позу немного и расслабьтесь. Почувствуйте, как энергия течет
вверх в крестец, в точку напротив солнечного сплетения и в точку седьмого
шейного позвонка.
Таким образом, нужно стараться распрямлять изгибы в трех
отделах спины: поясничном, грудном и шейном. Через прямой позвоночник сила
передается плавнее. Выпрямлять позвоночник, нужно начиная от копчика и крестца.
Когда крестец торчит наружу, вес тела смещается назад и подошвы стоп не
полностью соприкасаются с полом, что приводит к неустойчивости, лишнему
напряжению и потере силы. Когда же крестец опущен, и копчик как будто «поджат»
между ног, вы структурно выравниваете крестец по позвоночнику, что обеспечивает
устойчивый фундамент для остальной структуры. С «поджатием» копчика, стопы
плотнее прижимаются к полу. Следующий важный момент – передача силы Земли от
земли к тазу. Для этого нужно плотно прижать стопы к земле и слегка выкрутить
колени наружу. Это действие автоматически приводит, во-первых, к скручиванию
бедренных костей, а во-вторых, к скручиванию и перекрещиванию больших и малых
берцовых костей, порождая очень большую силу.
При правильном выполнении скручивания коленей все сухожилия
как бы наматываются на кость, создавая большую пружинистую силу. Вместо того,
чтобы колено поддерживало весь вес тела, вес передается в голени и затем в пытки
и подошвы стоп, а затем уходит в землю. Таким же образом сила отдачи от Земли
проходит через колени, не застревая в них. Колено – сустав деликатный, поэтому
не следует слишком уж перекручивать его. При скручивании очень важно обращать
внимание на легкость и мягкость желаемого эффекта. При нахождении левой ноги
спереди, левый коленный сустав выкручивается против часовой стрелки, а правый
коленный сустав по часовой стрелке. Используя все вышеперечисленные принципы,
необходимо чтобы все тело было цельным с начала Формы до её конца. Руки никогда
не движутся отдельно от остальных частей тела. Можете считать, что вы овладели
этой фазой, когда во всех ваших движениях сила будет корениться в стопах,
развиваться в ногах. Направляться тазом (и крестцом), подниматься по
позвоночнику и проявляться через кисти рук.
Итак, первый этап- овладение собственно движением, с
формированием прочного фундамента в ступнях (устойчивости или укоренения). На
этом этапе важно уяснить несколько правил: - мощные движения, как атакующие, так
и оборонительные, не возможны без сохранения устойчивости (укоренения), так как
если точки опоры ненадёжны, утрачиваются все возможности правильной концентрации
силы; - при выполнении ударов руками, ногами необходимо внимание сосредоточить
на прочувствовании устойчивости (укоренения), для того, чтобы правильно
выстроить цепочку последующих действий без пауз, необходимых для восстановления
устойчивого положения. А в реальном бою это выльется в потерю времени во время
своей атаки или защиты. Второй этап- овладение специфическими компонентами
движений формы: структуры и виды силы. Структуры силы были описаны в предыдущей
статье (выкручивающая, расширяющая, сжимающая, хлопающая, поднимающая, толкающая
и др. силы), а о видах силы мы сейчас и поговорим.
Наиболее часто в боевых применениях встречаются следующие
виды силы:
1. толкающая вниз
2. толкающая вверх
3. отклоняющая вправо
4. отклоняющая влево
5. спирально закручивающая
6. ловящая
7. тянущая назад
8. направляющая силу вперёд.
В любой Форме можно использовать вышеперечисленные силы, а
также составные части упомянутых выше сил. Например, противник атакует из
левосторонней боевой позиции левым прямым ударом в голову с одновременным
выпадом левой ногой вперёд (кидзами- дзуки в каратэ). Вы из левосторонней
позиции можете отклонять влево удар кулаком своей левой рукой и одновременно
ловить своей левой ногой переднюю (левую) ногу противника (ваша левая стопа
располагается позади левой стопы противника, носок цепляет заднюю часть его
ноги, а голень «режет» вниз, выкручивая его голеностоп). В результате противник
падает.
Или давайте разберём наиболее часто встречающуюся форму в
комплексах- удар рукой с шагом вперёд одноимённой ногой. Как правило в этой
форме видят лишь только толкающую силу, которая выражается в ударе кулаком на
среднем уровне, либо ударе кулаком с одновременным натягиванием –другой рукой.
Однако прикладной аспект данной формы с применением различных видов сил
достаточно широк. Так используя эту форму можно выполнить: -рычаг кисти вовнутрь
или наружу (направляющая силу вперёд, толкающая вниз); -рычаг локтя
(направляющая силу вперёд); -воздействие на голову и шею (направляющая силу
вперёд, толкающая вниз).
Теперь относительно перемещений. Перемещения, также как и
удары, должны выполняться движением всего тела. Все действия необходимые как для
нанесения ударов, так и для перемещений практически идентичны. Обучаясь боевому
искусству. Нужно рассматривать любое движение, прежде всего как перемещение- всё
равно, идёт ли речь обо всём теле или об отдельной руке или ноге. Перемещаться,
нужно опираясь не только на пол, но и на противника. На его удары- это в
дальнейшем позволит преодолеть разрыв между движениями рук и ног, увязать их в
стройную систему. Перемещение не стоит также рассматривать, как только движение
по плоскости- объёмное решение ситуации даст неоспоримое преимущество перед
представителями различных систем, привыкших к плоскости ринга или ковра. Любое
движение адепта (будь то шаг, удар, защита) должно причинять вред противнику и
разрушать его планы.
Попробуем объяснить это на примерах. Перемещения в стойках
(мы называем это формы шагов), если сказать кратко и просто, есть ничто иное,
как отработка ударов на полу. Мы ведь уже знаем, что в основе выполняемого
движения заложена определённая структура силы. На которую могут быть наложены
5-ть видов сил. Так перемещение в ап-куби ((д)зэнкуцу-дачи, гунбу), когда сзади
стоящая нога выполняет шаг вперёд, есть наглядный пример толкающей силы вперёд,
которая может быт реализована как в ударе ногой вперёд, так и в шаге. Исходя из
видов сил, данное движение может быть трансформировано в: -наступание на стопу
(сила, нажимающая вниз);
-удар пяткой на нижнем уровне (носок обращён наружу);
-круговой удар носком, подъёмом стопы изнутри- наружу (
толкающая сила вбок);
-прямой удар ногой вперёд;
-зацеп впереди стоящей ноги противника (снаружи либо
изнутри) с последующим «режущим» движением голенью (ловящая сила и толкающая
сила).
При шаге впереди стоящей ногой назад, мы имеем дело с силой
направленной назад, которая может быть выражена в пинке назад, подбиве, подножке
и т.д. Таким образом, будет полезным, в процессе тренировки, использовать в
движениях формальных комплексов вместо шага вперёд, назад или вбок- удар ногой,
подбив, подсечку с использованием любого вида силы. Мы рекомендуем после
отработки формальных последовательностей на занятии, также проработать формы с
учётом 5-и видов сил, как с одним партнёром, так и с несколькими.
Например, форма с «блоком» изнутри- наружу в задней
защитной позиции (Хапкидо, Таэквондо- баккат-маки в твит-куби или Каратэ-
учи-укэ в кокуцу-дачи в Хэйан-Сандан), можно использовать как освобождение от
захвата ( выкручивающая сила) с последующим рычагом на кисть,
защита, удар типа каратистского уракэн-учи (воздействие
оказывают костяшкой указательного пальца),
перелом локтевого сустава
или опрокидывание противника- это расщепляющая сила, когда
при выполнении этой боевой силы руки генерируют две противоположные силы,
двигаясь в противоположных направлениях, чтобы расщепить тело противника.
В заключении хотелось бы указать на ошибку, которую
совершает большинство занимающихся практикой формальных последовательностей- в
стойках нельзя стоять. В них нужно ходить, бегать. Классические стойки можно
изучать лишь как узловые моменты, через которые проходит тело в процессе
движения. При выполнении формальных последовательностей, одна стойка перетекает
в другую (текучесть- принцип воды). Именно должно быть ощущение текучести, а не
«рваного» выполнения, когда занимающийся «застревает» (стоит, стой- ка) после
выполнения шага, или удара. Вот поэтому- то мы и используем вместо слова стойка
(стоять, стой- ка)- слова форма шага, которые наиболее полно отражают динамику,
движение (шаг, шаг- ать, двигаться).
http://dao.tomsk.ru/articles/art13p.html