Шарм капоэйры.
Жорже Гомеш Мартинш (Jorge Gomes Martins), или местрандо
Шарм (mestrando Charm), - это лицо капоэйры в Гойясе (Goiás). Композитор (автор
боле 250 песен капоэйры), путешественник (он посетил более 20 стран) и человек,
ответственный за более полутора сотен учеников, он рассказывает о своей жизни,
связанной с капоэйрой. Ему 36 лет, и из них он уже 25 лет участвует в родах.
Стать частью группы Местре Камизы (Mestre Camisa), которого Шарм считает своим
вторым отцом, было для него, выходца города Каши Педра (Caxi Pedra), из штата
Баия (Baia), самым большим достижением в капоэйре.
Расскажите немного о своей жизни и самых первых встречах с
капоэйрой?
Я впервые узнал капоэйру в конце 70х, в Белу Оризонче (Belo
Horizonte). Я познакомился с одним парнем, массажистом, который занимался
уличной капоэйрой, и стал приходить на футбольное поле посмотреть. В тот момент
я работал на хиппи-рынке Белу Оризонче, и там тоже всегда можно было увидеть
игру капоэйристов.
Как вы впервые попали в АБАДА-Капоэйра (ABADA-Capoeira)?
Я попал в ABADA-Capoeira, когда понял, что мне было
необходимо совершенствоваться в капоэйре технически и профессионально. В
ABADA-Capoeira меня привело желание получить работу, которая помогла бы мне
достигнуть того, что я достиг сейчас.
Как
вы познакомились с Местре Камизой? Расскажите немного о Местре.
Моя первая встреча с Камизой произошла где-то в 84 году,
когда я приехал в Сан-Пауло. Первым впечатлением стало ощущение, что этот
человек заботится о каждой детали в капоэйре. И уже тогда, хотя я был еще
ребенком, во мне проснулся невероятный интерес, потому что в нем я увидел
необыкновенного человека, который стал мне и другом, и великим местре. Он
интересуется в капоэйре всем, причем не только в ABADA-Capoeira, но в капоэйре
по всему миру, потому что для него капоэйра – все. Мы все знаем, что сегодня
Местре Камиза в капоэйре – это Местре Бимба (Mestre Bimba) в прошлом, поэтому
Камиза и ABADA-Capoeira представляют собой весь наш народ.
Как развивалась капоэйра в штате Гойяс?
С начала 90х годов до настоящего момента в развитии
капоэйры в этом штате был совершен огромный прорыв. Сюда уже приезжают
капоэйристы из Европы, Америки и других стран. Гойяс стал одним из центров
капоэйры. Всего несколько лет назад люди вообще даже не слышали о капоэйре в
Гойясе, а сейчас она обрела огромную известность.
Существует ли какая-либо традиция роды в Гойасе?
Да, много лет назад рода проводилась Местре Сабу (Mestre
Sabú) на хиппи-рынке. Но потом рынок переехал, и около 20 лет эта рода не
проводится. Уже почти 15 лет я провожу роду на Праса ду Сол (площадь солнца.),
где мы обязательно встречаемся каждое воскресенье.
В каких странах вы занимались развитием капоэйры? Что вы
думаете о капоэйре за границей?
Когда мне было лет 25, я занимался развитием капоэйры в
разных странах. Я был в Африке, в некоторых провинциях Анголы, в разных городах
и штатах Америки и странах Европы и считаю что капоэйра там просто отличная... И
я вижу, что за границей уровень капоэйры очень вырос.
Что вы думаете о развитии капоэйры?
Всё на свете эволюционирует, человечество это тоже
касается, и, я думаю, нет смысла добывать огонь способами каменного века. Я
считаю, что техника Паштиньи (Pastinha), Траира (Traíra), Кобриньи Верде (Cobrinha
Verde), Марэ (Maré), - это отличная капоэйра, которая до сих пор является
основой любой техники. Так же, как и техника Местре Бимбы. Но капоэйра
изменилась. Я думаю, что всему свое время, и если бы Местре Бимба был сейчас
здесь, он бы, несомненно, развивался, потому что он был человеком очень умным. А
сейчас – я вижу человека, которого зовут Местре Камиза, который старается
довести капоэйру до совершенства и придать ей тот облик, который она и должна
иметь.
Что бы вы посоветовали людям, которые никогда не занимались
капоэйрой и хотят начать тренироваться?
Исследуйте, ищите хорошую группу капоэйры. Выберите сами
своего местре, потому что не он выбирает вас, а вы его. Ученику, прежде чем
войти в группу, стоит узнать о ней побольше, увидеть занятия, самому
позаниматься, ходить на события, которые эта группа проводит. Стоит посмотреть
на самого тренера, убедиться в том, что он хороший учитель. Просто иногда люди
путают хорошего капоэйриста с тем, кто является хорошим учителем. Каждый, кто
начинает, выбрав хорошего тренера, будет хорошим капоэйристом. Поэтому очень
важно тщательно выбирать местре, местрандо, профессора или инструктора.
Как начинающему капоэйристу выбрать себе местре?
Прежде всего, он должен просто чувствовать духовную
близость, потому что местре – это второй отец. Родителей – не выбирают, но вот
своего второго отца, местре или профессора, ты выбираешь сам. Я узнал многих
профессоров и направлений капоэйры, и сегодня я счастлив, что смог найти то, что
нужно именно мне.
Чем является капоэйра в вашей жизни?
Капоэйра – это все в моей жизнь, мое существование, бытие
и постоянное состояние. Капоэйра привела меня туда, куда сам бы я ни за что не
добрался. Она подняла меня на сцену, показала разные страны и познакомила с
великими людьми. Я чувствую, что сегодня это - основной механизм моей жизни. Это
как инвалидная коляска для паралитика. Лишись я капоэйры, и это было бы
равносильно тому, что я не могу ходить и всю жизнь ползаю на животе. Я осознаю,
что капоэйра - совершенно неизбежная часть моей жизни и моих мыслей.
Что бы вы хотели сказать капоэйристам?
Я скажу им, чтобы тренировались, учились капоэйре, несли
ее в себе, и не только ABADA-Capoeira, но также всех групп в мире. Скажу
оставить гордость, невежество и поставить для себя главным то, что ты -
капоэйрист. Несите в себе капоэйру, вкладывайтесь в нее всем сердцем, чтобы мы
смогли нести это знамя вместе. Не важно, в какой вы группе, вместо того, чтобы
драться на родах или враждовать, вкладывайтесь в работу над собой, покажите свое
развитие.
http://www.kubancapo.h16.ru/Abada.html