Что касается истории с капоэйрой дела обстоят так же, как и
с остальными боевыми искусствами: более менее ясно все только с начала XX века,
а до 19 столетия имеется достаточно непротиворечивая (на первый взгляд) легенда.
Промежуток заполняют маловразумительные документ-альные свидетельства, которые
каждый может толковать так, как ему захочется.
Происхождение
В 1500 году португальцы под предводительством конкистадора
Педро Кабрала (Pedro Alves Cabral), прибыли в Бразилию.В числе первостепенных
задач новоприбывших было подчинение местного населения — бразильских индейцев —
для того, чтобы обеспечить португальцев даровой рабочей силой.
Это предприятие быстро потерпело крах — индейцы быстро
умирали в неволе или убегали в свои, находящиеся неподалеку, поселения. Тогда
португальцы начали ввозить рабов из Африки.Они если и убегали, не рисковали
углубляться далеко в джунгли и основывали свои вольные поселения — киломбос или
мокамбос — поблизости от городов и плантаций португальцев, которые могли без
особых трудностей отлавливать их снова — сами или с помощью индейцев. Согласно
наиболее популярной хотя не выдерживающей серьезной критики теории происхождения
капоэйры она зародилась в самом крупном из таких поселений беглых рабов
«королевстве» Киломбо дос Пальмарес, просуществовавшем на протяжении всего
семнадцатого века в районе Пернамбуко. В эпоху расцвета «Пальмовой республики»
(1645 г.) она насчитывала до одинадцати тысяч жителей в десятке деревень. После
разгрома Киломбо дос Пальмарес карательной экспедицией португальцев капоэйра
продолжала развиваться чернокожими на плантациях, замаскированная под танец,
чтобы им можно было заниматься под носом у белых рабовладельцев. Примерно с 1814
г. капоэйра и другие проявления африканской культуры подвергались репрессиям, а
кое-где и запрещались хозяевами рабов и надзирателями. До этого на африканские
традиции смотрели сквозь пальцы, а иногда даже поощряли, отчасти для уменьшения
внутреннего напряжения, порождаемого рабством, отчасти, чтобы внести отчуждение
между разными этническими группами африканцев. Документированный этап, своего
рода новая история капоэйры начинается подписанием Золотого Закона в 1888 г.,
который отменил рабство. Нужно отметить, что ввоз рабов был запрещен еще раньше
— в 1850 г. законом Кейроза, но на протяжении еще почти сорока лет работорговля
продолжалась нелегально. В 1892 г. практика капоэйры была запрещена первой
конституцией Бразильской Республики.
Технически капоэйра того времени имела мало общего с
сегодняшней — акробатические прыжки, перемещения у земли, удары ногами и
музыкальный инструмент, под названием беримбау, стали неотъемлемой частью этого
искусства, видимо, только в двадцатом веке.
XX век
К 20-м годам прошлого века в результате трех десятилетий
полицейских преследований капоэйра была практически полностью искоренена в
пре-ступной среде крупных городов Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Ресифи. В Байе
капоэйре удалось пережить репрессии в форме ритуализованного танца-поединка,
вобравшего в себя другие элементы африканской культуры. На смену кровопролитным
стычкам пришло относительно мирное времяпровождение по вечерам и праздничным
дням. Тогда же, по-видимому, становится обязательным музыкальное сопровождение и
канонизируется состав инструментов для джого. В 1932 г. в Сальвадоре, Mestre
Bimba (Manoel dos Reis Machado — 1899—1974) открыл первую академию капоэйры в
Centro de Cultura Fisica Regional Baiano — отсюда, кстати, и пошло название
одного из двух основных современных стилей капоэйры — Regional. Это стало
возможным благодаря националистической политике диктатора Гетулио Варгаса (Getulio
Vargas), способствовавшего распространению капоэйры как бразильского
национального вида спорта. С этого момента Бимба начал преподавать капоэйру . В
1941 г. Mestre Pastinha (Vicente Ferreira Pastinha — 1889—1981) открыл свою
школу capoeira Angola. Впервые в истории стало возможным обучать капоэйре и
практиковать ее открыто. В сороковых годах началась миграция капоэйристов из
Байи в Рио, а позднее в Сан-Паулу и другие города. В начале шестидесятых молодые
капоэйристы из средних слоев Рио, после обучения у мастера Бимбы вернулись домой
и продолжили развивать капоэйру самостоятельно. Примерно через десять лет школа
Сензала достигла расцвета. Она стала наиболее известной группой в Бразилии,
пропагандирующей новый стиль Регионал-Сензала.
В то же самое время, капоэйра активно развивалась и в
Сан-Пауло. Интенсивные разминки и систематическая постановка ударов дополнили
методику Бимбы. Вскоре и в Рио и в Сан-Паулу, под влиянием восточных боевых
искусств, была принята новая система шнуров. Четкая организация обучения и
контроль за ростом мастерства в реформированной капоэйре обеспечили приток новых
учеников. К тому времени относятся и первые попытки проведения соревнований и
чемпионатов по капоэйре, организации судейства и выработки правил. Хотя в 70-х
иногда казалось, что капоэйра вот-вот может бесповоротно лишенные ритуальных,
философских и игровых аспектов капоэйры, чемпионаты вскоре перестали привлекать
многих лучших игроков. Мировые чемпионаты проводятся сейчас из крупных
школ,по-видимому, только ассоциацией Abada, но они не пользуются реальной
популярностью в капоэристских кругах, а сама Abada находится в положении
аутсайдера (примерно как киокушинкай по-отношению к остальным стилям каратэ).
Примерно с 1985 г., начинается возрождение традиционной капоэйры Ангола,
присутствие которой было до тех пор практически неощутимо в тени стиля, берущего
начало из капоэйры Регионал. Сегодня, мы являемся свидетелями многообразия школ
и направлений, обогащающего движение капоэйры. Помимо стиля Регионал/Сензала с
его детальной проработкой техники ударов ногами и движений, преподают и великие
мастера капоэйры Ангола, которые обладая собственной отточенной техникой
движений, углубляют наши знания ритуала, музыки и философии капоэйры. И среди
молодого поколения учителей капоэйры, которым сегодня около 35 лет, многие
интересуются как стилем Регионал/Сензала, так и традиционным стилем Ангола.
Европа
Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой по-видимому
датируется 1951 годом — европейским туром артистической труппы Companhia
Brasiliana, за которой последовали другие, например Furacхes da Bahia или Brasil
Tropical Основанная мастером Камиза Роша). После этого отдельные специалисты
получили возможность оставаться здесь на продолжительное время обучая капоэйре
или выступая с сольными номерами. Пионером европейской капоэйры считается
Martinho Fiuza, приехавший в 1978 г. Следует отметить, что регулярное
преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше — в 1975 г.
мастером Jelon Vieira (школа Сензала)в Нью-Йорке. В 1980 г. в Германию прибыл
Пауло Сикейра (Paulo Siqueira), это событие принято считывать началом
непрерывного развития капоэйры в Европе. В 1987 г. состоялась первая летняя
встреча Capoeira Summer Meeting, организованная Маркушем Чина (Marcos China) и
групой Senzala в Париже. В ней приняли участие многие мастера из Бразилии:
Peixinho, Toni, Garrincha и Sorrizo, а также уже закрепившиеся в Европе: Lua
(Швейцария), Grande (Франция), Samara (Голландия). Через год в Париже была
устроена еще одна встреча. С 1989 г. летний лагерь проводится в Гамбурге
организацией Пауло Сикейры Capoeuropa. Эта шестидневная встреча является одним
из крупнейших событий в календаре европейской капоэйры. Каждый день проходит от
6 до 9 занятий в трех группах, дифференцированных по уровню подготовки.
Дополнительно предлагаются факультативы по африканским танцам и игре на
музыкальных инструментах. Из других значительных ежегодных фестивалей можно
выделить International Capoeira Angola Meeting (Берлин, Вена) и пасхальную
встречу в Амстердаме.
http://www.capoeira.kiev.ua/history/