Это боевое искусство сформировалось на острове Окинава,
который находился на пересечении торговых путей и на протяжении долгого периода
времени был предметом территориальных и политических притязаний как со стороны
Китая, так и со стороны Японии, политическое и военное давление которых на
маленькое островное государство с каждым десятилетием становилось все более
ощутимым.
В 1372 году правитель Окинавы признал вассальную
зависимость острова от китайского императорского двора династии Мин, после чего
китайские военные и гражданские миссии обосновались близ крупнейших городов
острова - Сюри, Томари и Наха.
Помимо внешней опасности, большие неудобства жителям
острова приносило постоянное соперничество трех княжеств - Хокудзан, Чудзан и
Нандзан. Оно завершилось в 1429 году, когда правитель Чудзана Сё Хаси объединил
остров, завоевав в междоусобной войне два других княжества. Чтобы избежать
массовых проявлений недовольства, Сё Хаси издал запрет на ношение оружия
жителями острова, за исключением высшей знати и правительственных чиновников.
Оставшиеся беззащитными перед чиновничьим произволом крестьяне и ремесленники
обратились с призывом о помощи к мастерам рукопашного боя, который назывался
окинава-тэ.
Окинава-тэ представляло собой синтез местных разновидностей
кулачного боя с китайским цюаньшу и японскими бу-дзюцу, которые были привнесены
на остров эмигрантами из этих стран.
В 1477 году Сё Син, следующий правитель Окинавы, издал указ
не только о запрете на ношение оружия, но и на тренировочные занятия по системе
окинава-тэ, что означало переход к подпольному развитию боевого искусства.
Островитяне оказались беззащитными перед террором пиратов и местных разбойничьих
шаек, и их интерес к методам рукопашного боя без оружия возрос.
В 1609 году японский князь Симадзу Иэясу из клана Сацума
высадился на Окинаве с трехтысячным войском. Небольшая окинавская армия была
разбита, а собрать ополчение не удалось. Остров был оккупирован, и началась так
называемая "охота за мечами" (катана гири). Во главе очагов организованного
сопротивления стояли мастера окинава-тэ. Тайные группы собирались для изучения и
совершенствования приемов рукопашного боя в горных пещерах или глухих зарослях.
С тех пор окинава-тэ стали именовать "школой в зарослях".
Так как окинавские крестьяне и ремесленники были лишены
возможности на равных, с оружием в руках сопротивляться японцам, они сделали
грозным оружием собственные руки и ноги. Техника окинава-тэ позволяла голыми
руками разбивать панцири и шлемы самураев, кончиками пальцев протыкать вражеские
тела. Принцип окинава-тэ гласил: "Поднял кулак - убей", то есть в реальном
поединке с врагом нужно было либо победить, либо умереть. Самурай был защищен
доспехами и вооружен мечом, поэтому решающим мог быть только один мощный
сокрушительный удар (атэми), направленный в наиболее уязвимое место. В
окинава-тэ ставка делалась на поставленный удар - таран, который мог бы при
необходимости пробить любой доспех, привести к тяжелой травме или смертельному
исходу для противника.
Необходимость приблизиться к противнику для проведения
решающей атаки, избежав удара его меча, привела к разработке техник блокирования
и тактики ведения боя на оптимальной дистанции. От бойца требовались повышенная
координация движений, гибкость и отменная акробатическая подготовка.
Еще до японской оккупации на Окинаве присутствовали мастера
китайского кулачного искусства (цюаньшу) из числа эмигрантов и военных
советников. Обучение местного населения китайским боевым искусствам началось с
1392 года, когда в Кумэмуру на Окинаве прибыло около сорока семей из Китая. В
начале XVII века в Китай отправились посланцы с Окинавы, чтобы перенять боевой
опыт у местных мастеров. Так на Окинаве, а затем и в Японии появился термин
"кэмпо" - именно таково японское прочтение китайских иероглифов "цюаньшу".
Понятием "кэмпо" стали обозначать окинавские стили рукопашного боя.
C 1629 года боевое искусство Окинавы именовалось "тэ" или
"тотэ", " континентальная рука", что указывало на слияние техники окинава-тэ и
цюаньшу. К концу XVII века на Окинаве появилась техника куминай-дзюцу,
создателем которой был Ко Сокун (китайское имя Гун Сянцзун), изучивший кулачное
искусство в Шаолиньском монастыре и прибывший на Окинаву с несколькими
учениками. Эта техника привнесла в тотэ (тэ) формальные упражнения - ката.
С конца XVIII века на Окинаве сформировались три центра
искусства тэ близ трех крупнейших городов, где были обширные китайские колонии,
представительства и миссии. Ветви тэ стали подразделяться по названиям городов:
сюри-тэ, томари-тэ и наха-тэ. Тогда же мастер Сакугава впервые ввел термин
"каратэ" в название своей школы - каратэ-но сакугава. Первоначально иероглиф
"кара" использовался в смысле " страна на материке", то есть Китай.
Следовательно термин "каратэ" нужно было понимать как "китайская рука". Во
многом он был тождествен термину "тотэ", так как иероглиф "то" означал китайскую
династию Тан, а полная смысловая нагрузка иероглифа "кара" расшифровывалась как
"Великий Китай династии Тан".
Ученик Сакугавы Сокон Мацумура после нескольких лет
пребывания в Китае в начале 30-х годов XIX века создал школу сёриндзи-рю
гококу-ан каратэ ("каратэ стиля Шаолинь для защиты отечества"). На ее основе
формировались все последующие окинавские стили и школы. А еще через полвека
термин "тэ" был окончательно заменен на "каратэ".
К исходу XIX века образовались два ведущих направления
традиционного окинавского каратэ: сёрин-рю в результате смешения стилей сюри-тэ
и томари-тэ, а сёрэй-рю на основе наха-тэ и томари-тэ. Сёрэй-рю переводится как
"школа просветленного духа", а сёрин-рю - как "школа Шаолиня". Упоминание в
названии школы Шаолиньского монастыря подчеркивает ее родословную связь с
китайскими цюаньшу, и, в частности, с шаолиньцюань. Техника сёрин-рю базируется
на более высоких стойках, чем в прочих японских стилях, что обеспечивает большую
подвижность в бою. Техника сёрэй-рю основана на шаолиньских комплексах "пяти
животных" (тигра, леопарда, журавля, дракона и змеи), развивающих специфические
качества бойца, в том числе его психофизическую устойчивость. Большое значение в
сёрэй-рю придается развитию и мобилизации внутренней энергии ки через постановку
особых форм дыхания, а также освоению шести видов холодного оружия - шеста (бо),
трезубца (сай), рычага (тонфа), серпа (кама), "когтей" (тэко) и нунтяку.
До 70-х годов XIX века открытое преподавание каратэ было
невозможно, так как находилось под запретом властей и развивалось в условиях
подполья. Реставрация Мэйдзи 1868 года открыла новую страницу в истории каратэ.
В 1901 году каратэ в виде эксперимента вводится в программу обучения некоторых
учебных заведений на Окинаве в качестве предмета, направленного на
совершенствование физических качеств учащихся. Первым мастером, открыто
преподававшим каратэ, был Итосу Ясуцунэ.
Первое показательное выступление на Окинаве провел в 1902
году Фунакоси Гитин. Он же вместе с другими посланцами Окинавы в 1917 году
выступал во дворце Бутокудэн в Токио. После демонстрации на первой
общенациональной атлетической выставке в Токио в 1922 году каратэ стало
распространяться по всей Японии, при университетах создавались клубы каратэ.
Боевое искусство на Окинаве формировалось в значительном
отрыве от религиозной и философской базы, выдвигая на первый план задачи сугубо
прикладного характера. Характерными особенностями каратэ стали простота и
надежность, предельный рационализм в действиях и ударно-силовой характер
техники. Если в эпоху средневековья каратэ служило средством выживания, то в ХХ
веке акцент с искусства убивать был смещен на духовное самосовершенствование
личности. Большая заслуга в этом принадлежит мастерам Итосу и Фунакоси. Фунакоси
называют отцом японского каратэ-до, так как именно он не только значительно
модифицировал традиционное окинавское каратэ, но и привнес его на почву
культурных традиций Японии.
Еще в начале ХХ века существовал термин "каратэ-дзюцу", то
есть "искусство китайской руки". В 1905 году мастер Томо Ханасиро предложил
заменить иероглиф "кара" в значении "китайский" на созвучный ему в значении
"пустой". Впоследствии Фунакоси обосновал эту замену. "Пустота" подразумевалась
в значении "бескорыстность" и передавала внутреннюю очищенность и отсутствие
эгоистических устремлений у адепта каратэ (каратэка). "Пустая рука" имела и
прямой смысл: означая искусство проведения приемов невооруженной рукой. Был
добавлен к названию и иероглиф "до" (путь), смысл которого заключался в
перенесении внимания внутрь себя. Каратэка должен на пути тренировок, медитаций
и самопознания заново воссоздать себя в гармоничном единстве с окружающим миром,
преодолев собственное несовершенство. Так каратэ-дзюцу превращалось в каратэ-до
("путь пустой руки"). Это название и новая концепция, провозглашавшая приоритет
духовного начала (до) в практике боевого искусства, были утверждены в 1936 году
конференцией мастеров окинавского каратэ.
До второй мировой войны образовались четыре крупнейших
стиля японского каратэ. Стиль, основанный Фунакоси, получил название сётокан и
под этим названием существует с 1936 года, хотя его формирование произошло
гораздо раньше. Сёто - это литературный псевдоним Фунакоси, означающий "сосны и
волны", поэтому термин "сётокан" может переводиться как "дом Сёто" или как "дом
сосны и волны". Эмблема стиля - красный круг (символ солнца), охваченный белым
полумесяцем, означает единство двух противоположных начал мироздания - ян и инь,
солнца и луны. Сётокан формировался на основе сюри-тэ и является его
адаптированным наследником. Фактически демонстрировать сётокан Фунакоси начал с
1917 года. Его основополагающий принцип: атака в каратэ не имеет преимущества,
то есть каратэ не является оружием агрессии. Этот принцип не только проповедует
идею гуманности, но и содержит прямой практический смысл: в момент атаки рука
или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена
мощным блоком или контрударом. Второй принцип Фунакоси фактически вытекает из
первого: в каратэ не нападают первыми, в каратэ бьют первыми. Если противник
решил напасть, то нужно нанести удар первым; агрессия начинается раньше, но
контратака опережает атаку. Фунакоси Гитин умер в 1957 году, в год первого
чемпионата Японии по каратэ-до.
На базе техники стиля сётокан сформировался стиль вадо-рю.
Его основатель Оцука Хиронори с шестилетнего возраста изучал боевые искусства по
школе синто ёсин-рю дзю-дзюцу и достиг немалых успехов: в 1921 году, когда ему
было 29 лет, Оцука был назначен преемником главы школы. С 1922 года Оцука стал
изучать каратэ у Фунакоси и к 1939 году создал собственный стиль - вадо-рю, что
означает "путь мира". Название стиля не случайно, как не случаен и белый голубь
мира и гармонии, соседствующий на эмблеме стиля со сжатым кулаком: Оцука
отказался от бескомпромиссной жесткости стиля Фунакоси, идущей от традиций
окинавского каратэ, и уделил первоочередное внимание вопросам духовности. Оцука
считал, что истинное предназначение боевых искусств состоит не в насилии, а в
том, чтобы добиваться мира и гармонии. Тренировки в вадо-рю, в первую очередь,
посвящены развитию и совершенствованию определенного состояния разума. Разум
должен быть живым и в экстремальной ситуации реагировать на окружающую
действительность без колебаний. Главным качествами каратэка должны быть
внутренняя уверенность и спокойствие характера, самоконтроль и уважение к
окружающим, истинная гуманность в отношениях с людьми. Оцука отказался от
усиленной подготовки ударных поверхностей рук и ног в процессе тренировок,
считая шлифовку технических приемов пустой тратой времени и сил. Благодаря
особому вниманию, уделяемому вопросам духовности, вадо-рю считается самым
японским по своему внутреннему содержанию из всех стилей каратэ-до. В 1972 году
в возрасте 80 лет, за десять лет до своей кончины, Оцука получил звание ханси -
высший титул, присваиваемый государством в области воинских искусств.
Система годзю-рю была основана Мияги Тодзюном на базе
одного из направлений окинавского каратэ-наха-тэ. Мияги в течение тринадцати лет
обучался у основателя наха-тэ, одного из самых знаменитых мастеров своего
времени Хига(си)онны Канрё. Окончательное оформление каратэ годзю-рю произошло в
1927-1928 годах, когда Мияги стал преподавать собственное направление каратэ в
императорском университете в Киото. В результате подвижнической деятельности
Мияги каратэ было официально признано одним из видов боевых искусств Японии и в
1933 году принято в Бутокукай (ассоциацию воинских искусств Японии). Слово
"годзю" в буквальном переводе означает "твердое-мягкое", но в философском смысле
является символом сочетания двух противоположных начал, по типу китайского
"инь-ян". Таким образом, годзю-рю представляет собой традиционную школу
окинавского каратэ, техника которой состоит из сочетания жестких и мягких,
медленных и быстрых движений, совмещенных с глубоким брюшным дыханием. Для
годзю-рю характерны мягкие блоки, сохраняющие силу бойца для последующей атаки,
серии скоростных ударов и большое количество уходов в сторону. В середине 30-х
годов ХХ века ученик и соратник Мияги - Ямагути Гогэн - адаптировал наставления
и методики учителя применительно к традициям японских воинских искусств. В 1935
году Ямагути ввел в практику обучения новую форму парной работы - дзию-кумитэ,
то есть свободный поединок, в котором ученики могли продолжать отрабатывать
технику. Впоследствии эта форма спарринга послужила основой для формирования
спортивного направления каратэ-до, господствующего в мире после второй мировой
войны.
В 1930 году окинавский мастер Мабуни Кэнва основал стиль
сито-рю. В этом названии использованы иероглифы, входящие в фамилии двух
знаменитых наставников, у которых занимался Мабуни, - Хига(си)онны по стилю
наха-тэ и Итосу Ясуцунэ по стилю сюри-тэ.
Сито-рю в основном жесткий стиль, хотя и не отказывается от
мягкости, присущей годзю-рю. В сито-рю большое внимание уделяется освоению
оружия (раздел кобу-дзюцу), в основном традиционного - бо, сай, тонфу, кама и
нунтяку.
Особняком стоит развитие школы уёти-рю. Этот стиль был
создан на Окинаве мастером Уёти Канбуном в начале ХХ века, но преподавать его
начал в Японии с 1949 года сын основателя школы Уёти Канэй уже после смерти
отца.
Подавляющее большинство современных стилей каратэ появилось
после второй мировой войны, причем не только в Японии, но и в США, и на Гавайях,
и в некоторых других странах. К числу наиболее известных сегодня относятся 72
стиля. В основном - это спортивное каратэ-до, из арсенала которого исключены
наиболее эффективные и действенные, а потому опасные приемы. Спортивное
каратэ-до называют "бесконтактным", хотя некоторые системы правил проведения
поединков могут быть весьма жесткими. Но в любом случае это сравнение навыков и
мастерства участников при посредничестве судей.
Существуют и стили контактного ("боевого") каратэ, среди
которых выделяются кёкусинкай и рэнбукай. Кёкусинкай был основан корейцем
японского происхождения Оямой Масутацу в конце 40-х годов ХХ века на основе
смешения стилей сётокан и годзю-рю, а в основу стиля рэнбукай (первоначально -
рэнбукан) его основатели положили элементы сётокана, вадо-рю и сито-рю.
У всех ныне существующих стилей каратэ-до есть одна общая
черта. Каждый из них ведет свою родословную от сформировавшихся в конце
XIX-первой трети ХХ века двух окинавских и четырех японских стилей или является
результатом их смешения.
В основу тренинга практически во всех стилях каратэ
положено триединство: кихон-ката-кумитэ. Кихон ("основная техника") служит для
отработки связей разум-тело, когда вырабатывается устойчивый двигательный навык,
позволяющий выполнять любое действие автоматически, рефлекторно, исключая
участие сознания в движении.
Ката ("формальные упражнения") необходимы для
совершенствования психологических характеристик личности и являются психическим
самоконтролем за реализацией достигнутого в кихоне. Кумитэ (спарринг) помогает
укрепить дух через реализацию техники, когда во взаимодействии с противником
осознаются важнейшие моменты, отточенные в ката
http://karatist.h15.ru/shkola/do.htm