"Если вы на расстоянии трех - четырех шагов от противника,
можете хоть цаплю на одной ноге изображать, но если вы на близкой и средней
дистанции, то будьте добры принять нормальную собранную позицию".
Из инструкторских пояснений автора.
Каждое дело имеет свое начало. Дело может быть запутанным и
сложным, даже очень сложным, подобно лабиринту, но и у лабиринта должен быть
вход. Если входа не будет, кто же по нему блуждать станет?! Боевое искусство по
сравнению с другими человеческими делами напоминает лабиринт как ни что другое,
и блуждают в нем сотни и тысячи людей. Кто-то выбирается на следующий уровень,
получая новый этап огромного лабиринта, а кто-то так и мотается кругами по
первому уровню, называя круги "до", "путь" и тому подобными красивыми терминами.
Красиво жить, точнее, красиво плутать не запретишь. Нас же в данный момент
интересует лишь место входа, через который попадают в лабиринт боевого искусства
будущие адепты. Этим входом и являются стойки, позиции, шире - исходные
положения ног, рук и корпуса. Это и есть тот фундамент, та база, основа, на
которой строится боевое искусство.
Ох, стойки! Ах, стойки! Вкопанная в землю основательная
киба-дачи. Целеустремленная и агрессивная зенкутсу-дачи. Выжидательная и грозная
кокутсу-дачи, и, наконец, изящная и загадочная некоаши-дачи. Для старшего
поколения эти названия звучат как музыка, как зов боевой трубы, как… Короче
звучат! Сколько споров было на тему распределения веса в зенкутсу-дачи между
передней и задней ногой в процентном соотношении (70 к 30 или 60 на 40)! Куда
там средневековым схоластам с их спорами о том, сколько ангелов уместится на
острие иглы! Они умерли бы от зависти, если бы услышали все аргументы, которые
приводились в наших дискуссиях. А вот угол бедра по отношению к полу в киба-дачи
у нас обсуждению не подлежал. Параметры правильной киба-дачи зубрили как устав в
армии. Я не занимаюсь каратэ уже более пятнадцати лет, но разбудите меня среди
ночи, и я в полный голос отбарабаню, что бедра в киба-дачи должны быть
параллельно полу и никак иначе!
А сколько пота мы пролили на тренировках, часами выстаивая
в этих стойках! Опытность измерялась не победными схватками и не отточенными
ударами, а часами фиксации широко расставленных ног. Куда там йогам с их
членокрутительскими, а порой и членовредительскими асанами! Попробовали бы они
сначала полчаса в киба-дачи постоять, потом полчаса в зенкутсу-дачи, а затем еще
час переход из первой во вторую отрабатывать. А как наши сенсеи убеждали нас,
пацанов, которые больше минуты на месте усидеть не могли, стоять в этих
позициях! И ведь стояли же, буквально кожей, а также сведенными мышцами ног
ощущая, как приближается к нам мастерство! "Ваши стопы врастают в пол, по ногам
поднимается энергия Ки, скапливаясь в дань-тянь" - проникновенным голосом бубнил
сенсей. "Ты почувствовал?" - шепотом после тренировки. "Кажется, что-то было!" -
и завистливо - восхищенные взгляды вокруг.
Мы, адепты истинного каратэ, свысока смотрели на
тхеквондоистов, у которых в формальных комплексах стойки были чуточку выше, и на
кекусиновцев, чья кокутсу-дачи была несколько более укороченная, чем полагалось
по канону. А уж всяких там боксеров и кик-боксеров с их припрыжками в челноке,
мы и за бойцов не считали. Согласитесь, что не может уметь драться тот человек,
который ни то что в стойках не стоял, их названий по-японски не знает! "И чему
их только на тренировках учат!" - удивлялись мы!
Дальше были робкие попытки спаррингов в уже упоминавшихся
стойках. Несмотря на долгие часы стояния, двигались мы в них со скоростью
беременных черепах. "Значит, мало стояли!" - к такому выводу приходил сенсей
после долгих размышлений над причиной нашей "неторопливости". И вот снова один
принимал зенкутсу-дачи, стараясь атаковать ногой второго, который, уходя в
кокутсу-дачи, пытался делать блок. Так и хотелось собрать ноги под себя и от
души двинуть противнику в челюсть, но крик сенсея: "Стойку, стойку держи!" гасил
подобные попытки в зародыше. Правда, со временем я начал понимать некоторую
логику таких "спаррингов". Первый номер, тот, что стоял в зенкутсу-дачи,
атаковал далеко отставленной задней ногой настолько медленно, что второй
действительно успевал уйти в кокутсу-дачи и даже иногда сделать блок. Кулак же
атакующей руки вообще не выходил из зоны собственной коленки передней ноги, так
что защита приобретала ритуальный характер. Впрочем, и сам "спарринг" со стороны
больше напоминал загадочную пляску. Кое-кто, попирая каноны (или пообщавшись с
тхеквондоистами), пытался изобрести укороченные варианты основных позиций, но
мы, истинные блюстители чистоты боевого искусства, с порога отметали подобные
профанации. И вновь в зале звучали знакомые до боли слова: "Опора на внешние
ребра стоп, бедра параллельны полу, ягодицы сжаты, позвоночник прямой!"
Чем все это закончилось? Да одним и тем же с разными
вариациями. Кому-то тайский боксер отбил загруженную в зенкутсу-дачи переднюю
ногу лоу-киком. Кому-то дали в пах в темном переулке при попытке изобразить
киба-дачи. Кого-то подсекли на широком шаге вперед при попытке проведения
ои-цуки. Кто-то, соображая какую стойку принять, ловил боксерский свинг в
челюсть, и так далее, и тому подобное.… Были еще метания, и споры, и попытки
оправдать собственных тренеров тем, что подобные стойки только для мастеров
предназначены. Дескать, позанимаемся еще лет десять и именно в них и начнем
работать. Очень не хотелось признавать, что годы тренировок потрачены впустую, и
реки пота пролиты зря. Лично для меня окончательной точкой стало чеканное
высказывание "Маленького Дракона": "Ноги должны быть под телом!" Согласитесь,
для человека, выросшего на динамике классического каратэ, это был тот еще коан
(парадоксальное высказывание), и, чтобы осознать его, без месяца - другого
сосредоточения никак не обошлось!
Однако свершилось, и месяцы концентрации (а также
полученные синяки и шишки) дали качественный скачок, который выразился в том,
что я начал понимать некоторые простые до примитивности закономерности движения
человеческого тела. Как вообще человек может стоять в схватке? Во-первых, присев
пониже или пристав повыше. Во-вторых, опираясь на стопы или на носки. В-третьих,
боком или фронтально по отношению к противнику. В-четвертых, перенеся вес на
переднюю, на заднюю ногу или держа его равномерно распределенным между ногами.
Сочетание этих параметров и дает практически все варианты позиций в схватке.
А вот от чего пришлось отказаться раз и навсегда, так это
от широкой постановки ног. На своих тренировках с теми ученикам, которые никак
не могут научиться держать ноги под телом, я провожу два простых теста. Сажаю им
партнера на закорки и предлагаю присесть с "живым" весом на плечах. Затем
расставить ноги шире и присесть еще раз. Наблюдаю, как краснеет и надсаживается
любитель широких позиций, и предлагаю последнее: присесть с партнером на плечах,
стоя в киба-дачи. После чего приступаем ко второму тесту. Сгружаем партнера с
плеч и прыгаем в высоту. Затем расставляем ноги шире и прыгаем еще раз, и на
закуску пытаемся прыгать из классической зенкутсу-дачи (если есть сомнения в
эффективности подобных тестов, попробуйте выполнить сами). Обычно на этом этапе
споры о том, нужно ли расставлять ноги широко, благополучно заканчиваются. Можно
возразить, что широкая постановка ног связана с устойчивостью, которая нужна в
ситуации, когда вас пытаются вывести из равновесия. Однако устойчивость связана
в первую очередь не с шириной позиции, а с высотой центра тяжести, о чем мы
подробно будем говорить ниже. Встав на шпагат, еще ни один человек устойчивости
не добился, а вот если встать на колени (в прямом, а не переносном смысле), то
устойчивость действительно повысится.
http://www.isrb.ru/articles/stanchion.html