Тип четвертый - мастер.
"Дух дышит, где хочет, и голос его
слышишь, а не знаешь, откуда приходит
и куда уходит: так бывает со всяким,
рожденным от Духа".
Евангелие от Иоанна. Стих 3:8.
Внешне мастер может выглядеть и как инструктор, и как боец,
и, реже, даже как ученик, но только внешне. Мастер - это тайна. Попробуйте
понять, преподает этот инструктор свою технику или ту, которой его обучили, на
своей или приобретенной технике работает этот боец? Никто никогда не знает
окончательно, кроме самого человека, да и он подчас не понимает до конца.
Мастерство - это внутреннее состояние души, которое увидеть нельзя, особенно при
первой встрече. На то, чтобы это почувствовать, даже при развитой интуиции,
нужно время. Самое интересное в этом феномене то, что многие мастера себя
мастерами не осознают, и, естественно, подавляющее большинство людей, называющих
себя мастерами, не являются ими ни в коей мере. Мастером просто назваться
нельзя, стремиться быть им, особенно в глазах окружающих, бессмысленно. И совсем
не имеет отношения к мастерству черный пояс, сколько не нашивай на нем полосок
вдоль или поперек. Во многих современных школах есть даже степень в обучении:
мастер, затем мастер-инструктор, большой мастер, но в этом случае мы говорим о
разных вещах. Мастер находится вне иерархии, в другой плоскости ко всем тем, кто
приходит в спортзалы, тренируется в них или даже живет с редкими перерывами на
сон или еду. Все дело в том, что мастерство это ТВОРЧЕСТВО. Выход за рамки уже
известного всем, знакомого, привычного. Там, где все зафиксировано, раз и
навсегда проверено, ясно и понятно, мастеру делать нечего. Учить технике может
инструктор, драться боец, учиться ученик. Творит только мастер.
Учеников можно увидеть где угодно и в любом количестве,
бойцов повстречать в том или ином спортзале, даже к хорошему инструктору
попасть, особенно если его поискать. Мастера так просто не вычислишь, на полочку
не поставишь, в папочку не подошьешь. Мастер так же отличается от ученика, бойца
или инструктора, как евангелие от Марка, Матфея, Луки отличается от евангелия от
Иоанна, то есть не укладывается в нормальные логические рамки повседневного
мышления. Если количество учеников в залах измеряется сотнями, бойцы меряются
десятками, а инструктора единицами, то следуя этой логике мастеров в залах...
вообще нет. "Узок вход в царство небесное"! Парадокс, но это так. Мастер - ноль,
ничто, т.к. мастер это не внешний, объективный процесс, который можно наблюдать
и фиксировать. Мастер это внутреннее субъективное творение нового. Творчество не
делается по заказу, творчеству нельзя научить, как нельзя повязать мастерский
пояс. Это только в нашем советском прошлом на творчество выдавался мандат, типа
членского билета союза писателей. Мастер по духу также отличается от мастера с
соответствующим поясом, как мастер из "Мастера и Маргариты" Булгакова отличался
от члена союза писателей. Дать четкую характеристику мастеру в обычных терминах
невозможно, формулу мастерства еще не вывел никто. Можно лишь наметить некоторые
ориентиры, общее направление движения, которое уходит далеко за горизонт,
ограничивающий пространство обыденным восприятием. Для такого описания больше
подходят не определения, а притчи, вызывающие необходимые ассоциации - способ
повествования, столь любимый на Востоке.
Творчество - это момент спонтанного озарения, когда человек
творит нечто до него неизвестное, окружающие видят результат этого процесса, но
не сам процесс. Мы знаем стили, которые были изобретены мастерами, но по факту
не имеем ни малейшего представления о том, когда и как это произошло. Не
случайно, как видно, и Масутацу, и Уэсиба, и многие другие творили свои стили
вдали от людей. Если говорить строго, то именно в момент творчества, прозрения
мастер становится действительно мастером. После этого он может выступать в роли
ученика, который разучивает то, что сам изобрел, т.к. сотворить мало, этому еще
надо научиться, бойца, работающего на ней, инструктора, обучающего своей
технике, но собственно мастером он являлся только в тот момент, когда творил.
Мастер подобен ледоколу, прокладывающему узкую полоску
чистой воды, за которым караваном идут подобно судам сотни и тысячи
последователей. Инструктора, бойцы, ученики расширяют эту полосу, внося свою
лепту в процесс творения нового. Со временем мастер умирает. Созданная им
система продолжает по инерции двигаться дальше, пока импульс, заложенный в нее
им, не исчерпывает себя. Тогда движение останавливается и фиксируется в
определенных более-менее узких рамках. Это стандартный путь большинства школ
боевого искусства. Из всей школы мастером в полном смысле этого слова является
только основатель. Только он имеет дело с полем абсолютно неизведанного. Его
последователям достаются лишь отдельные аспекты неизвестного. Если бы в школе
появился второй мастер, равный по потенциалу первому, он пошел бы своей дорогой,
проложил свою колею, хотя, иногда, он и выступает под прежней вывеской. По этой
причине в традиционных школах мастера появляются редко. Школа означает рамки,
созданные в свое время другим мастером, ограничения, которые надо либо
превзойти, либо преодолеть. Истинный мастер не сможет творить в чужих рамках,
пусть даже самых оправданных и разумных. Творчество это свобода, это внутренний
бунт против любых внешних границ, даже если при этом мастер какое-то время
честно пытается соблюдать навязанные обстоятельствами правила игры. Бунт
продолжается до тех пор, пока мастер не установит свои правила, соответствующие
только ему, его мировоззрению, его взглядам и ощущениям, то есть проложит свою
дорогу.
В принципе мы все занимаемся творчеством. На стадии ученика
творим свое тело, будучи бойцом творим характер, становясь инструктором творим
тела и характеры других людей, но при этом процесс творчества проходит как бы
фоном к основному процессу обучения. Для мастера творчество становится основной
темой работы, его профессией, если можно применить это слово к такому тонкому
явлению. При этом истинный мастер объединяет в себе, в своем творчестве все
предыдущие уровни: ученика, бойца и инструктора. Творить технику, обучать ей
других, работать на ней и при этом учиться самому - все это единый динамический
процесс, который никогда не кончается. Малейшая остановка в процессе творчества,
и он перестает быть собственно мастером, он превращается лишь в инструктора,
преподающего собственную технику, бойца, работающего на своей технике, ученика,
который учится ей. Мастерство не имеет прошлого или будущего, мастерство только
есть. Применяя образ, который мы уже использовали, мастер идет всегда вперед в
неведомое. Стоит ему остановиться и обернуться лицом к своим последователям, ему
останется лишь объяснять, помогать двигаться другим, рассказывать про пройденный
им путь, идти же спиной вперед невозможно ни в физическом, ни в духовном плане.
http://www.isrb.ru/articles/stages_4.html