"Нападающий не бывает мужчиной или женщиной. Нападающий не
бывает ровней или не ровней. Он бывает лишь врагом или мертвецом. Это главное.
Все остальное - лицемерие."
Генри Лайон Олди "Песни Петера Сьлядека".
Что такое боевое искусство? Что оно собой представляет,
какие цели преследует и из чего состоит. Споры по этому поводу не утихают до
настоящего времени. Попробуйте спросить об этом тех, кто занимается в
спортзалах. В лучшем случае, вы услышите рассуждения о том, каким уникальным
стилем занимается данный субъект. (Ну, это понятно! Стал бы он заниматься, если
бы не считал свой стиль уникальным!) Серьезная литература ясности в данный
вопрос не вносит. Например, в энциклопедии «Боевые искусства» объяснение
термина, используемого в названии, пропущено. В большинстве же книг на данную
тему авторы вскользь упоминают о том, что их стиль - это стиль боевого
искусства, и поскорее переходят на привычную почву стоек и ударов. Договорились
даже до того, что «дать определение этому понятию вообще не возможно». Впрочем,
расписаться в собственном бессилии не лучшее решение проблемы. Отсюда можно
понять пренебрежение, с которым профессиональные спортсмены подчас относятся к
любителям боевого искусства. Как можно серьезно относиться к людям, которые не
могут четко сказать, чем они занимаются? Сравните, например, «попытки»
определений боевого искусства с определением борьбы: «борьба, как вид спорта,
представляет собой единоборство двух соперников по определенным правилам». Все
четко, ясно и понятно!
К сожалению, подобные четкие определения не подходят под
боевое искусство хотя бы потому, что не всегда соперников двое и не всегда оба
действуют по правилам. Автор не надеется своей статьей раз и навсегда внести
ясность в данный вопрос. Но если не пытаться это сделать, то миллионы
занимающихся так и останутся в неведении относительно того, чему они отдают
столько сил (и средств!), а волна ничем необъясненного и неопределенного
мордобоя будет и дальше катиться по нашей стране.
Итак, что такое боевое искусство? Для облегчения задачи,
определим смежные с ним области человеческой деятельности, исходя из самого
термина. Что у нас вообще относят к искусству? Живопись, литература, поэзия и
так далее. Вот это соседство! Если следовать формальной логике, то придется
признать, что результатом искусства может быть как разбитое в кровь лицо
соперника, так и поэтическое четверостишие. Для того, чтобы разобраться в этом
кажущемся нонсенсе, вспомним, что любое искусство включает в себя два уровня.
Первый - это приемы мастерства, которые используются в данном искусстве.
Например, в поэзии существует четкая классификация размера стиха, типов рифм и
так далее. Второе - это личный талант к творчеству, который и делает из
подмастерья мастера. Приемы мастерства преподаются в десятках школ и институтов,
но только приемы. Понятно, что талант преподать на занятиях в аудитории нельзя.
Можно написать книгу по актерскому мастерству для студентов ВГИКА и обучать по
ней, но мастерами сцены из студентов станут единицы. Те, в которых искра таланта
изначально присутствовала, и кто, так сказать, не закопал свой талант в землю. А
остальные? Кто они? Отработанный материал? Совсем необязательно. Кто сказал, что
театру нужны одни гении? Кому-то нужно и второстепенных персонажей играть, и в
массовках участвовать. Ладно, театр, там сцена небольшая и статистов требуется
не так уж и много, а если вы кино снимаете с батальными сценами?
Боевое искусство в этом плане не исключение, а правило.
Во-первых, в нем тоже присутствуют приемы мастерства, те азы, без изучения
которых любой талант так и окажется не проявленным. Именно они на 90% и
составляют плоть любого искусства. Тем более что эти приемы мастерства в боевом
искусстве имеют четкое название: техника рукопашного боя. Во вторых, в боевом
искусстве тоже нужен талант, что, впрочем, не означает, что без наличия таланта
занятия теряют смысл и лучше всю жизнь пролежать на диване.
http://www.isrb.ru/articles/martial_art.html