Формальные упражнения, эти материнские основы Каратэ, в
значительной степени различаются в зависимости от стиля школы и методов
преподавания и духовной тренировки учителя. Всего существует примерно 70 главных
и дополнительных формальных упражнений Каратэ, из которых лишь около тридцати
реально используются в школах различных стилей, и только с десяток находят
сегодня достаточно широкое применение.
Поскольку формальные упражнения разработаны ведущими
бойцами и учителями Каратэ в течение многих лет физических и духовных занятий,
они динамически и физически связаны с силой и слабостью тела, с сильными и
слабыми моментами техники и духовного развития. Мы должны выполнять эти
упражнения прежде всего потому, что они мобилизуют тело и совершенствуют дух. Вы
должны пребывать в состоянии непосредственного исполнения последовательности
упражнений без малейших разрывов. Современные попытки, в связи с ростом
популярности Каратэ, упростить эти упражнения и преобразовать их в примитивный
набор физических действий оскверняют саму идею Каратэ как боевого искусства.
Мы должны исполнить эти упражнения так тщательно, чтобы они
стали частью нашей собственной жизни, потому что. как основные принципы Каратэ,
они могут быть приравнены разве что к символам алфавита. Так же, как письмо
строится на блоках из слов и фраз, так и основные принципы служат основными
строительными блоками, на базе которых и формируется всё Каратэ.
Как мы уже говорили в книге "Что такое Каратэ?", формальные
упражнения весьма различаются в зависимости от того района Китая, в котором они
были первоначально выработаны. На юге Китая, где развивалась южная школа Кэм-по,
множество рек вызывало к жизни главным образом водно-лодочную систему сообщений,
что означало усиленное развитие верхней половины тела. На севере, родине
северных школ, равнины подразумевали езду на лошадях и пешие перемещения,
которые развивали нижнюю половину тела. То есть, как уже упоминалось в разделе
об истоках Каратэ, естественная среда обитания, климат, условия и образ жизни
народа, вне всяких сомнений, имели огромное влияние на различие между северными
и южными школами.
Основные же идеалы и фундаментальные начала обоих
направлений школ Каратэ фактически одни и те же. В северной ветви, известной как
монгольская борьба, больше ударов ногами и руками, чем бросков и выведения
противника из равновесия. В южном и юго-восточном китайском Кэмпо ноги
использовать трудно, и многие упражнения для рук напоминают модифицированные
танцевальные движения. Китайские формальные упражнения во многом схожи с теми,
что используются в Таиланде, Индонезии, Бали и других южноазиатских странах.
Наиболее важно для обучения пониманию каждого упражнения
отметить, что они гораздо более полезны и применимы в реальном столкновении
физически, динамически и осмысленно, чем освоенные по отдельности комплексы
приемов. Другими словами, правильнее толком изучить и . освоить
одно-единственное упражнение, чем бегло ознакомиться с целым десятком.
Прискорбно, что ряд преподавателей в настоящее время делают больший акцент на
количестве изученных упражнений, чем на их качестве. В прежние времена в Китае и
на Окинаве требовалось лет девять, чтобы освоить только одно упражнение: три
года на стойки, три года на освоение толчков и еще года три на захваты. При
такой тренировочной программе, зависящей от сроков обучения, требовалось по
крайней мере десять лет, чтобы только подступиться к степени мастера. В
двадцатом веке скоростных ракет и спутников немного найдется людей, способных к
таким неспешным тренировкам.
Лучше в совершенстве освоить одно формальное упражнение,
чем наполовину овладеть многими. Если кто-то практикуется в исполнении
формального упражнения. 3000 раз, то все вопросы, которые могли бы у него
возникнуть, найдут простое разрешение самым естественным способом. Среди путей к
применению этих упражнений и множества их вариаций Пин-Ан и Тай-Кёку являются
основными. Освоив их однажды, любой сможет перейти и к другим упражнениям.
Потратив приблизительно один год на освоение Тай-Кёку, в дальнейшем вы потратите
еще лет шесть на овладение Пин-Ан I-V. Без совершенствования в Тай-Кёку и Пин-Ан
невозможно освоение любого другого формального упражнения Каратэ, поскольку
именно они составляют основу Каратэ. Что больше всего поражало нас при визитах в
Америку - это то, почему там исполняют формальные упражнения без тщательной
отработки основной техники: ведь без этого Ката не имеют никакой определенной
формы и вообще никакого смысла. Формальное упражнение Тай-Кёку подобно алфавиту,
на основе которого формируются слова и фразы. Это основа всех формальных
упражнений, и любой, кто желает изучить Каратэ полностью, должен исполнять это
упражнение как малыш, который сначала учится ползать, а уж только затем ходить.
Попытки .применять Каратэ без того, чтобы освоить эти первые шаги, подобны
стремлению бегло говорить по-английски без знания какой бы то ни было английской
грамматики. Только после того, как вы освоили самые основы, вы можете надеяться
верно .применять подлинное Каратэ - его методы защиты, дыхания и самообороны.
Даже самые знаменитые на Западе мастера, не владеющие такими упражнениями, как
Тай-Кёку и Пин-Ан, на самом деле ничего не знают о Каратэ и представляют собой
не более, чем коммерсантов, торгующих не вполне известным им товаром.
В качестве примера мы могли бы привести пару-другую людей
из тех, кто то и дело ломает камни, кирпичи и доски голыми руками. Человек,
надлежащим образом обученный Каратэ, сумеет вложить свое знание тщательно
разработанных приемов в работу и минут за тридцать выполнит больше, чем человек
без надлежащего знания основ сможет выполнить за несколько часов.
Так же, как каждая нация имеет свои законы и каждая группа
- свои правила, так и Каратэ имеет свои правила и законы. Так же, как мы должны
соблюдать правила той страны, .в которой живем, так и те, кто практикуются в
Каратэ, должны повиноваться правилам Каратэ. Если мы с самого начала используем
неверные методы, мы никогда не овладеем подлинными приемами. Это так же, как в
музыке: нельзя создать собственный стиль без некоторых обязательных точек, минуя
которые, прогресс становится невозможным, и ученики просто упираются в тупик.
Как читатели, вы, впрочем, хорошо знаете, что если ученик всерьез освоил основы
музыки и если он соблюдает правила музыки в своей практике, он может
вырабатывать собственный стиль безо всяких ограничений.
Поскольку мы практикуемся в формальных упражнениях Каратэ,
могут возникнуть определенные вопросы. Если это происходит при выполнении
конкретного упражнения, то упражнение нуждается в дальнейшей отработке. При
достаточной тренировке вы преодолеете возникшие трудности.
http://www.taekwondo.ru/second/articles/2005/10/06/articles_34.html