Цель броска с точки зрения смешанных стилей.
Чтобы четче уяснить роль броска в рукопашной схватке, нужно
понять цель, с которой он проводится, то есть, какое повреждение и каким образом
приносит.
Первый вариант, напрашивающийся сам собой - повреждения от
падения на пол. Действительно, приятного мало. Хлопнуться спиной на землю или
деревянный пол - удовольствие ниже среднего. Но для того, чтобы падение принесло
реальный вред, боец, которого бросили, должен лететь с большой высоты. Некоторые
броски айкидо рассчитаны на то, что партнер падает с высоты роста взрослого
человека, но для этого нужна соответствующая инерция, которой в реальной схватке
не бывает (см. "Броски или бери больше - кидай дальше. Часть I"). На практике же
нормальный бросок редко делается выше пояса нападающего. Если учесть, что
бросаемый может захватом затормозить падение, то серьезные последствия после
бросков бывают в основном лишь тогда, когда боец недостаточно владеет техникой
страховки.
А как же "боевые броски"? То есть приемы, когда противника
втыкают в пол головой или бросают на подставленное колено. Неужели и здесь не
поломается, супостат? Не все так просто. Подобные приемы очень трудоемки.
Например, для броска на голову нужно перевернуть человека вверх ногам и
приземлить на пол, удерживая тело строго вертикально. Спонтанно такой "фортель"
сделать нереально, отработать же невозможно. О таких бросках можно долго и
вкусно рассказывать на тренировках, делая соответствующие глаза, можно даже
поднять ученика в воздух и показать, как и куда он упадет, но… затем осторожно,
осторожно опустить обратно на пол. Чтобы не стал любимый ученик из
круглоголового яйцеголовым! "Боевые броски" походят на удары в глаза. Безопасной
методики отработки не придумали, да и вряд ли придумают в ближайшем будущем.
Вторая цель броска более реальна, и естественна для любого
борца - перевести схватку в горизонтальную плоскость, конкретнее в партер.
Подробностей данной работы мы касаться не будем, партер заслуживает отдельной
статьи. Завалить противника, пользуясь всем весом (рис.1), гораздо легче, чем
сделать чистый бросок, при котором нужно остаться на ногах (рис.2). Но бросок,
точнее перевод в партер, для бойца не самоцель, далее следуют болевые на все
конечности, включая шею, или удушающие, включая корпус. Все плюсы данной работы
с блеском продемонстрировал еще Грейси на боях без правил. И сколько бы ни
говорили про то, что данная тактика ущербна и неприменима, но… Партер остается
для ударников тем местом, где им мало что светит. Или наоборот много что.…
Например, чистый проигрыш, а то и целое небо в алмазах.
Для ударников более характерно бросить соперника на пол,
чтобы добить ударом руки или ноги. Упавший представляет собой более
предпочтительную цель, чем стоящий. Но успевший перевернуться на спину боец
имеет в воздухе четыре конечности, которыми, при должном навыке, можно
эффективно защищаться. Если же удастся развернуться к атакующему из стойки
противнику ногами, то процесс добивания затягивается на неопределенный срок.
Работа ногами по коленям и в пах способна удержать на приличном расстоянии даже
опытного бойца (рис.3). Но, так или иначе, добивание упавшего - также
эффективный способ закончить бой полной победой.
http://www.isrb.ru/articles/wrestling_2.html