Для тех, кто себя не контролирует, нет мудрости,
Для тех, кто себя не контролирует, нет концентрации.
Для тех, кто не может сконцентрироваться, нет мира и покоя.
Для тех, кто не может достичь мира и покоя, не может быть
счастья.
Бхагавад-Гита
Все дело в равновесии. Наша обычная речь изобилует словами
и концепциями равновесия. На фасадах наших судов мы видим римских или греческих
женщин в прозрачных одеяниях с повязками на глазах, постоянно держащих весы,
чтобы показать нам, что правосудие беспристрастно и справедливо. Жизни
заключенных-убийц и серьезно больных пациентов “лежат на чашах весов”. Один из
наших прежних президентов как-то сказал (прямо перед тем, как сделать
официальное заявление), что “после подведения баланса”, похоже, налоги
возрастут. Мы восхищаемся невероятным чувством равновесия, которое Филипп Пети
сохранял, прогуливаясь по проводам, натянутым между башнями Мирового Торгового
центра. Футбольные комментаторы говорят о “сбалансированном нападении”, о
“неуравновешенной линии” и об уравновешенности, необходимой игрокам внутренней
линии. Звезды балета зачаровывают аудиторию, балансируя на одном пальце ноги и
бесконечно кружась. Наши олимпийские команды по гимнастике даже соревнуются на
бревнах а-ля Робин Гуд / Маленький Джон, называются они “брус равновесия”.
Наше понимание слова “равновесие” простирается за пределы
того, что мы иногда называем чисто физическим. Кто-то, кто сошел с ума, может
быть назван “неуравновешенным”. Политики призывают к “взвешенному подходу”.
Когда нас застают врасплох и — обычно — побеждают, мы говорим “я потерял
равновесие”.
Странно то, что никто никогда не учил нас тому, что
физическое и эмоциональное или духовное равновесие неразрывно связаны. Мы
спустились с философских вершин, свято веря, что материя и сознание, тело и дух
являются отдельными сущностями. Мы воспринимаем самих себя разделенными на две
самостоятельные части, каждая из которых обвиняет другую во всех неудачах. “Я не
был сосредоточен, мое сознание где-то витало, и я споткнулся”. “Я попытался
найти ответ, но у меня так болела голова, что я не мог думать”.
Почему?
Почему мы должны снова собраться и обрести центр, снова
стать уравновешенными? Очень просто: да потому, что равновесие — это ключ к
использованию любой из возможностей, рассмотренных в этой книге. Оказывать
Отпор, Уходить, вступать в Переговоры, Ничего не делать или Обманывать, находясь
в неуравновешенном состоянии, также гибельно, как выступить против ассирийских
полчищ, вооружившись лишь зубочисткой. И что еще более важно: как мы можем
принять какое-то решение относительно природы конкретного конфликта и
соответствующей ей ответной реакции, когда мы неуравновешенны? На протяжении
предыдущей главы мы постоянно говорили вам, что ваш выбор должен быть как можно
более объективным и рациональным. Чтобы сделать это, вы должны быть
уравновешенны.
Приятная вещь, которую мы заметили относительно равновесия,
заключается в том, что, когда вы занимаете физически сбалансированную позицию,
ваше сознание и ваш дух также приходят в равновесие. Подобным же образом, если
ваше тело не сбалансировано, вы можете восстановить свое равновесие почти так же
легко, достигнув уравновешенного состояния внутри своего сознания.
Это работает. Проблема лишь в том, как сохранить это
равновесие в самом разгаре яростных разборок по поводу того, кто последним брал
ключи от машины, кто потерял чек об оплате ренты, кто пролил суп, кто сжег
овсянку или кто кого оскорбил первым. Для этого потребуется практика, достаточно
большое количество практики, чтобы равновесие, и внешнее и внутреннее,
действовало независимо от вашего желания.
Центрирование – это акт достижения равновесия. Мы вам
покажем, как это делается. А уж потом дело ваше, оставаться отцентрированными
или нет.
Почему мы употребляем термин “центрирование” для описания
равновесия? Представьте себе гончара за своим кругом. У него есть ком глины и
вращающийся диск, на котором он надеется создать элегантный сосуд. Если он
поместит этот кусок глины в любое другое место, кроме самого центра, то его
сосуд улетит через всю комнату и закончит, подобно пепельнице преподавателя
детского сада... если ему повезет. Начинающий гончар проходит через сотни
неудач, прежде чем научится использовать свой материал и свой станок и сможет
добраться до того этапа, где он начнет выводить тончайшие формы — короче, где он
сможет начать творить.
Мастера боевых искусств, единоборств потратили минимум
тысячу лет на изучение искусства равновесия. Делали они это не только для
улучшения своих навыков обращения с мечом, луком и стрелами и так далее, но
также и для того, чтобы оно дало им возможность встречать жизнь и ее конфликты
расслабленно и в то же время постоянно быть в состоянии боевой готовности. Они
не могли встретить нападение мастера меча, будучи неуравновешенными и
истеричными, как не можем и мы столкнуться лицом к лицу с разгневанным другом,
если центр тяжести у нас где-то над левой бровью.
В таком стиле единоборств, как Айки-тактике, так же как и в
Айкидо, точка вашего равновесия, или центр тяжести, находится на два дюйма ниже
пупка. Он называется дань-тянь или “единая точка”, это центр, в котором вы
постоянно должны пребывать, независимо от того, атакуют вас или вы просто
созерцаете, как распускаются цветы. Это место пересечения времени и
пространства, это наш резервуар спокойствия, это “орган”, чувствующий нападение
раньше интеллекта, — это то, что мы иногда называем (опять же потому, что никто
никогда не учил нас этому) “подложечной ямкой”. Если мы будем прислушиваться к
нему, мы будем защищены лучше, чем если мы наймем телохранителя на полставки.
Этот центр не указан на обычных анатомических таблицах в
американских медицинских справочниках. Если вам от этого будет легче, можете
думать о нем как о воображаемой точке. Этот центр будет работать вне зависимости
от Ваших мыслей. Ничего мистического. Он просто работает.
Чтобы обрести и удержать свой центр, чтобы прочувствовать
то, о чем мы говорим, сначала лягте удобно спиной на пол и расслабьте все свои
мышцы. Не пытайтесь удерживать себя в какой-либо позе. Позвольте своему телу
найти свое наиболее расслабленное положение. Обращайте внимание на дыхание. Не
подталкивайте его, просто замедлите его и пусть оно отрегулируется само по себе.
Теперь поместите свою руку на свой центр, на свою точку
единения, находящуюся примерно на два дюйма ниже пупка. Расслабьтесь и позвольте
своей концентрации постепенно перейти в точку, где покоится ваша рука.
Представьте, что весь ваш фокус, вся ваша энергия, спускается из области лба
(где большинство из нас пребывает), из груди (где мы держим в заточении большую
часть нашей энергии) вниз в эту точку. Опять же, обращайте внимание на свое
дыхание, чтобы быть уверенными в том, что ваше усилие опустить свою концентрацию
не стало чересчур напряженным.
Как только вы почувствуете, что вам это удается, что ваш
фокус переместился в ваш центр, сконцентрируйтесь на его удерживании в этом
месте. Если это вам поможет, визуализируйте это место и представьте, что ваши
глаза тоже перенеслись туда. Что вы должны начать чувствовать, когда вы
отцентрированы, — так это еще большее расслабление всех ваших мышц, особенно
мышц плеч и груди. Вы можете заметить ощущение тепла, распространяющегося вниз
по вашим бедрам и ногам и расслабляющего их мышцы. Если вы не отнесетесь к
расслаблению чересчур серьезно и не задремлете, то вы также заметите усиление
осознания самих себя во времени и пространстве. В действительности же, вы просто
вернулись к самим себе и теперь едины со временем.
Упражняйтесь в определении местонахождения своего
дань-тя-ня по десять-пятнадцать минут каждый день. Даже если ваши занятия
Айки-тактикой не принесут никаких результатов, то, в любом случае, ваш кардиолог
оценит, насколько более расслабленным стало ваше сердце. Привыкнув к этой идее и
начав комфортно чувствовать себя в этой части тела, начните практиковать то же
самое без помощи руки. Просто концентрируйтесь на этой точке, чувствуйте, как в
ней появляется тепло, и удерживайте ее. Если ваше сознание соскальзывает в
какие-то страхи и волнения, не подталкивайте его; пусть ваш центр сам постепенно
проявится. Постарайтесь не напрягаться при малейшей потере концентрации. Она к
вам вернется, и в скором времени такие перерывы станут происходить все реже и
реже.
Невозможно сказать, как много времени должен занять весь
этот процесс. Те из вас, у кого есть какой-то опыт в йоге, единоборствах: цигун
или тайцзи, смогут добиться этого быстрее. Остальным же, возможно, потребуется
больше времени. Но никто не может потерпеть в этом неудачу, если, конечно, он не
забросит все это. Ваш дань-тянь — это ваш центр, а он есть у каждого.
http://www.kentavr-club.ru/training/training7.html