Что такое боевое искусство? Что оно собой представляет,
какие цели преследует и из чего состоит. Споры по этому поводу не утихают до
настоящего времени. Попробуйте спросить об этом тех, кто занимается в
спортзалах. В лучшем случае, вы услышите рассуждения о том, каким уникальным
стилем занимается данный субъект. (Ну, это понятно! Стал бы он заниматься, если
бы не считал свой стиль уникальным!) Серьезная литература ясности в данный
вопрос не вносит. Например, в энциклопедии «Боевые искусства» объяснение
термина, используемого в названии, пропущено. В большинстве же книг на данную
тему авторы вскользь упоминают о том, что их стиль - это стиль единоборства, и
поскорее переходят на привычную почву стоек и ударов. Договорились даже до того,
что «дать определение этому понятию вообще не возможно». Впрочем, расписаться в
собственном бессилии не лучшее решение проблемы. Отсюда можно понять
пренебрежение, с которым профессиональные спортсмены подчас относятся к
любителям боевого искусства. Как можно серьезно относиться к людям, которые не
могут четко сказать, чем они занимаются? Сравните, например, «попытки»
определений боевого искусства с определением борьбы: «борьба, как вид спорта,
представляет собой единоборство двух соперников по определенным правилам». Все
четко, ясно и понятно! Как, например, в тайском боксе.
К сожалению, подобные четкие определения не подходят под
боевое искусство хотя бы потому, что не всегда соперников двое и не всегда оба
действуют по правилам. Автор не надеется своей статьей раз и навсегда внести
ясность в данный вопрос. Но если не пытаться это сделать, то миллионы
занимающихся так и останутся в неведении относительно того, чему они отдают
столько сил (и средств!), а волна ничем необъясненного и неопределенного
мордобоя будет и дальше катиться по нашей стране.
Итак, что такое боевое искусство? Для облегчения задачи,
определим смежные с ним области человеческой деятельности, исходя из самого
термина. Что у нас вообще относят к искусству? Живопись, литература, поэзия и
так далее. Вот это соседство! Если следовать формальной логике, то придется
признать, что результатом искусства может быть как разбитое в кровь лицо
соперника, так и поэтическое четверостишие. Для того, чтобы разобраться в этом
кажущемся нонсенсе, вспомним, что любое искусство включает в себя два уровня.
Первый - это приемы мастерства, которые используются в данном искусстве.
Например, в поэзии существует четкая классификация размера стиха, типов рифм и
так далее. Второе - это личный талант к творчеству, который и делает из
подмастерья мастера. Приемы мастерства преподаются в десятках школ и институтов,
но только приемы. Понятно, что талант преподать на занятиях в аудитории нельзя.
Можно написать книгу по актерскому мастерству для студентов ВГИКА и обучать по
ней, но мастерами сцены из студентов станут единицы. Те, в которых искра таланта
изначально присутствовала, и кто, так сказать, не закопал свой талант в землю. А
остальные? Кто они? Отработанный материал? Совсем необязательно. Кто сказал, что
театру нужны одни гении? Кому-то нужно и второстепенных персонажей играть, и в
массовках участвовать. Ладно, театр, там сцена небольшая и статистов требуется
не так уж и много, а если вы кино снимаете с батальными сценами?
Боевое искусство в этом плане не исключение, а правило.
Во-первых, в нем тоже присутствуют приемы мастерства, те азы, без изучения
которых любой талант так и окажется не проявленным. Именно они на 90% и
составляют плоть любого искусства. Тем более что эти приемы мастерства в боевом
искусстве имеют четкое название: техника рукопашного боя. Во вторых, в боевом
искусстве тоже нужен талант, что, впрочем, не означает, что без наличия таланта
занятия теряют смысл и лучше всю жизнь пролежать на диване.
Установив, что такое боевое искусство и какую роль в нем
играет рукопашный бой, выясним, какую цель оно преследует. Цель искусства, как
известно, творчество, но творчество в чем? Ответ прост: в искусстве боя и во
всем, что с ним связано. Подробно этих составляющих мы коснемся ниже, когда
будем разбираться с тем, что представляет собой рукопашный бой. А как же
поддержание хорошей физической формы, где развитие энергетики и духовности?
Давайте все расставим по своим местам. Если вы хотите поддержать форму, то
учиться для этого откручивать противнику голову, по меньшей мере, странно.
«Пахать огород на танке» - так кто-то метко охарактеризовал подобные попытки. В
атлетическом зале или в группе аэробики вы поддержите свою форму гораздо лучше,
при этом избегая неизбежных травм. Если вам нужна энергетика, то поищите
хорошего учителя по йоге или ци-гун. Поверьте, что толку от занятий у него будет
гораздо больше. Правда, найти такого учителя даже сложнее, чем стоящего
преподавателя по боевому искусству… Впрочем, в Китае учителей десятилетиями
искали, и ничего. Дух же, как и душа, испокон веков был прерогативой религии.
Любой священник понимает и разбирается в этом гораздо лучше, чем тренер в зале.
Если с христианством нелады, так у нас теперь свобода вероисповедания. Есть и
другие точки зрения на данный вопрос, не только христианские. Правда, занимаясь
рукопашным боем, вы можете, попутно, и поддерживать форму, и развивать
энергетику, и до каких-то духовных уровней дойти. Но для этого не обязательно
заниматься именно этим делом. В принципе, для достижения подобных высот подходит
любой вид человеческой деятельности. Почему за этим нужно идти именно в спортзал
непонятно. Потому что в Китае да в Японии энергетику и духовность искали в
школах боевого искусства? Так это как раз и неверно. На Востоке, с его
синкретичным мышлением, подобным вещам учили в любой школе. Японцы (по замечанию
Ошо Раджниша) вообще смогли простое чаепитие превратить в целую религию.
Определение рукопашного боя найти гораздо легче, чем
определение боевого искусства. Так, например, у Ознобишина: «Искусство
рукопашного боя заключает в себе все способы и приемы индивидуальной самозащиты
и нападения, основанные на практическом изучении и научном анализе реального боя
и его обстановки». Вполне подходящая формулировка, за исключением того, что
опять-таки говорится об индивидуальном характере схватки, да немного режет слух
общая форма изложения, напоминающая определение из школьного учебника. Не трогая
термина «искусство», попытаемся установить, из чего состоит рукопашный бой.
Рабочая гипотеза: рукопашный бой - это собственно схватка, техника, которая в
этой схватке применяется и методика ее отработки. Попробуем обосновать это,
выпуская, мысленно, одну из составляющих.
http://www.kentavr-club.ru/combats/combats2.html