Как бы в противовес Ощепкову, Н. Ознобишин пишет: "Особенно
консультанты и научные сотрудники специальных отделов департамента тайной
полиции проделали ряд изысканий "в области самозащиты". Были перерыты архивы
многих крупных национальных библиотек и найден ряд ценных древних рукописей,
изучение коих с точностью установило не только существование "самозащиты" в
глубокой древности, но и систематическое изучение ее и настоятельное
практическое применение в рукопашных боях феодальной эпохи. Таким образом, была
теоретически доказана практичность целого ряда приемов, входящих в современные
системы самозащиты (рис. 7). Это приемы XV, XVI, XVII веков применялись тысячами
людей в то время, как пожар войны целиком охватывал современную Европу, и
человеческая жизнь ежеминутно ставилась на карту. Наверное, правильнее всего
будет сказать, что вследствие большой удаленности развитие различных систем
рукопашного боя на Востоке и Западе происходило параллельно и вне зависимости
друг от друга и говорить о заимствовании не разумно и не объективно. Эти века
были временем расцвета рукопашного боя, вследствие отсутствия огнестрельного
оружия, а постоянные междоусобия гражданской войны делали военные стычки обычным
явлением".
Г. Панченко, анализируя литературные источники, отмечает,
что различные фехтовальные системы во многих европейских государствах изучались
параллельно с приемами рукопашного боя: "Л. Кун в книге "Всеобщая история
физической культуры и спорта" (Москва, 1982) пишет, что "в Европе в средние века
развитие рукопашного боя, его теоретическое оформление происходило, в основном,
в системе рыцарского физического воспитания".
С этим высказыванием можно согласиться только отчасти,
потому что аристократическое сословие, в первую очередь, совершенствовало свое
индивидуальное техническое искусство через владение холодным оружием, а приемы
ведения борьбы без оружия изучались как вспомогательные.
Это может показаться странным, но дуэльный кодекс
ограничивает действия поединщиков. Можно было наносить противнику смертельные
удары холодным оружием, но при этом зазорно и оскорбительно было использовать
кулаки и ноги. Проще говоря, дуэль превращать в драку.
Зато в среде народа, которому дорогое оружие было не по
карману, популярно было изучение фехтования на палках, борьбы и кулачного боя.
Простые люди для защиты себя и своих близких применяли
различные системы единоборств.
В Англии, начиная с XVII века, существовало три раз-личных
вида борьбы, получивших свое название от областей, в которых их культивитровали:
"вестмордленская", "кумберлендская" и "девонширская".
В последствие, в Америке они слились в одну систему,
название которой "кэтч-эс-кетч-кен", а стиль борьбы "корнешхью", зародившийся в
графстве Корнуэльс, превратился в "вольно-американскую борьбу".
Н. Ознобишин пишет: "Англия создала бокс более 300 лет
назад. В это время он более приближался к искусству рукопашного боя, чем теперь.
Старый бой на голых кулаках, в котором допускаются все приемы борьбы,
изобилующих подножками и захватами, пожалуй, до известной степени,
подготавливает к рукопашному бою".
Среди французского народа пользовались успехом два вида
единоборств. Это - французская борьба, истоки которой уходят к греко-римской
цивилизации, и сават.
Сават во Франции зародился среди апашей - местных бандитов
и был более приближен к рукопашному бою, чем французская борьба, ограниченная
массой спортивных правил.
В конце XVIII века в Европе получило развитие несколько
видов спортивно-оздоровительных движений, которые ставили цель воспитать
здоровое и физически сильное молодое поколение: Турен в Германии, в Швеции
гимнастика Линга, швейцарская гимнастика в Швейцарии, народная гимнастика в
Бель-гии. Последняя делилась на врачебно-гигиеничес-кую, обыкновенную, военную и
самозащиту, а также включала в себя гигиену, диетологию и другие нормы
правильного образа жизни. Наверное, по логике рас-пределения, ее можно
сопоставить с шаолиньским кунг-фу.
Особенное слово хочется сказать о сокольском движении,
которое перекочевало из Чехии в конце XVIII века в Россию. Ее создателем стал не
спортсмен, а доктор философии Мирослав Тырш (1832-1884), а толчком к ее созданию
послужила политическая борьба и национально-освободительное движение западных
славян против австро-венгерского владычества.
Сокольство выступило в противовес немецкому турену
("соколы" носили национальные костюмы, вводили в гимнастику движения из своих
национальных танцев, а кроме обычных гимнастических снарядов использовали пики,
кии, палицы и цепы, которые когда-то были грозным антирыцарским оружием в руках
восставших чешских таборитов).
Тырш хорошо синтезировал под свою систему различные виды
других гимнастик и превратил ее в массовое народное выступление, собиравшее до
20 тысяч участников, сплоченных единой идеей.
Сокольская гимнастика состояла из 4-х разделов.
Последний из них был посвящен боевым упражнениям. В него
входило: фехтование эспадроном, рапирой или шпагой, посохом, тростью. "Соколы"
изучали приемы французской борьбы и французского бокса, которые в те годы
являлись наиболее эффективными и известными в Европе системами рукопашного боя.
Однако, в отличие от других, Тырш отрицательно относился к
соревновательной деятельности по единоборствам и рекомендовал изучать их в виде
гимнастики, имитируя технические действия. Ученый-физиолог Жорж Демени
(1850-1917) и его ученик Жорж Эбер (1875-1957) стали создателями новой
французской школы физического воспитания, в которую входили борьба, бокс руками
и ногами, стрельба и фехтование.
http://bsambo.newmail.ru/data/article/ktns3-04.html