Но это все лирика. Какие же серьезные аналогии роднят два,
столь разделенные по времени мира? Самая главная аналогия - раздробленность.
Феодальная раздробленность средневековой Европы очень напоминает современную
раздробленность, царящую в мире боевых искусств.
Европа раннего средневековья дробилась на графства и
герцогства, вплоть до упоминавшихся рыцарских замков. К чему это приводило? Да
ни к чему хорошему, так как Европа в момент раздробленности являлась нищим и
необразованным углом Евразии. Романтика турниров и образы прекрасных дам были
изобретены как средства, чтобы скрасить неприглядную на тот момент
действительность. Но логика исторического развития неумолима. Для выживания и
развития общества был необходим процесс консолидации (объединения, сплочения),
что мы и наблюдаем к XV-XVII векам. Появляются первые централизованные
государства, типа Французского или Английского королевств, значительно
опередивших в развитии так и оставшихся раздробленными Италию или Германию.
Одновременно идет процесс осознания европейцами себя как единого целого,
отличного от остального мира на основе единой религии, а затем и культуры.
Вместе выживать легче - истина правильная для любого времени.
Что же происходит у нас, на каком этапе развития находимся
мы? Боксеры искоса посматривают на борцов, приверженцы восточных единоборств не
могут договориться с адептами национальных стилей, ушуисты спорят с каратистами
и так далее. Мы настолько разобщены по технике, по правилам ведения схватки, по
форме, по терминологии, что говорить о едином мире боевого искусства в нашей
стране можно с большой натяжкой. Теряется ощущение целостности дела, которым мы
занимаемся.
Между тем существует стиль, на который по определению
должна ложиться функция удержания единства боевого искусства. Это рукопашный
бой, то есть стиль, в котором органично должны сочетаться самые разные подходы,
начиная от умения вести схватку в партере и кончая владения элементарными видами
оружия. Тут-то и возникают самые серьезные проблемы. Если боксеры и самбисты,
напоминающие англичан и французов, хоть и оспаривают первенство друг у друга, но
постепенно наводят дома порядок, то рукопашный бой - точная копия средневековой
Германии, состояние которой лучше всего описывает русское слово "бардак".
Технически и тактически рукопашный бой пока серьезно
отстает от спортивных стилей. Попытки механически соединить в рамках одной
системы разные манеры работы, типа партера с оружием, разваливаются на
составляющие, после которых ученик ни бороться, ни ножом владеть толком не
умеет. Все "универсальные матрицы" для бросковой и ударной техник, на которых
пытаются строить свою методику многие секции рукопашного боя, на практике
действуют из рук вон плохо. Не хватает панорамного взгляда, который с одной
стороны объединял в себе самые разные подходы, с другой учитывал их своеобразие.
Понимание общих для любой манеры работы закономерностей могло бы вернуть
целостность всему боевому искусству. Не претендуя на создание в рамках одной
статьи общего подхода, который бы устроил всех посещающих залы, я хотел бы
поделиться некоторыми закономерностями, справедливыми для любой манеры работы.
Что может быть общего у борца, разгибающего руку противника
на рычаг локтя в партере и у ножевика, орудующего ножом на средней дистанции со
скоростью хозяйки, шинкующей капусту? Кроме того, что оба находятся в зале и по
мере сил и умений пытаются нанести урон себе подобному. Выстроим технику боевого
искусства в следующей последовательности: партер - борьба в стойке - ударная
техника - элементарное оружие (нож, палка). Вроде мы учили все варианты, которые
существуют на данный момент в залах. Пользуясь этой схемой, мы прослеживаем 9
закономерностей, присущих всему боевому искусству в целом:
Закономерность 1 - увеличивается дистанция.
Эта закономерность лежит, что называется, на поверхности.
Партер ведется почти при полном отсутствии расстояния между телами борцов. При
борьбе в стойке дистанция определяется длиной руки, взявшей захват. Дистанция в
ударной схватке зависит от длины конечности, наносящей удар, и плавно возрастает
от близкого боя на боксерском ринге к технике ног восточных стилей. Дистанция в
схватке с оружием диктуется длиной руки и длиной оружия. Кстати, увеличение
дистанции работы - это путь, по которому шло развитие военного дела в целом.
Человек всегда стремился нанести урон противнику, оставаясь в безопасности. От
кулака к ножу, от ножа к мечу, от меча к луку, от лука к ружью, от ружья к
пушке, от пушки к ракете.
Закономерность 2 - уменьшается контакт.
В партере контакт тел более чем тесный. Проводя удержание,
приходится налегать на противника всем весом, руками сковывая его движения, а
корпусом прижимая к полу. При борьбе в стойке постоянно держится захват, то есть
присутствует контакт рук. Иногда в дело вступают бедра, плечи или другие части
тела, через которые приходится лететь на ковер в момент броска. Ударная схватка
постоянного контакта уже не предусматривает. Только эпизодический контакт головы
с кулаком, локтем или пяткой в момент получения удара. Контакта тел в схватке с
оружием нет по определению, его заменяет удачный (смотря для кого) контакт
оружия с телом.
Закономерность 3 - увеличивается вариативность.
В партере количество возможных вариантов развития ситуации
ограничивается с одной стороны тесным контактом тел, с другой стороны (в прямом
смысле этого слова) полом. Одна ситуация имеет один, максимум два варианта
развития событий. Если борец взял противника на удержание, то способов уйти из
неудачного положения удручающе мало, а если берет грамотно, то их вообще может и
не быть. В стойке вариативность движений ограничивается обоюдным захватом, но из
удачного захвата опытный борец может сделать 3 - 4 различных броска. В ударной
технике вариантов развития событий столько, что подсчитывать их становится
затруднительно. Если противник атакует ударом кулака в голову, то боец может:
защититься подставкой дальней руки, сбить удар передней рукой, отклониться,
уклониться, уйти шагом в одну или другую сторону и контратаковать ответным
ударом, встретить ударом руки или ноги в корпус, встретить ударом в голову и так
далее. В схватке с оружием количество возможных траекторий ножа не могут
подсчитать даже профессионалы, признавая, что на средней дистанции идет просто
"обоюдная порезка".
Закономерность 4 - уменьшается цена ошибки.
Логический вывод из предыдущей закономерности. Чем меньше
вариативность событий, тем выше цена ошибки. Чем больше вариативность, тем
меньше вероятность, что ошибка приведет к фатальному результату. Допустив одну
оплошность в партере с опытным борцом, вы тут же получаете либо болевой, либо
удушающий прием. Далее без вариантов. Если вы "попали" на бросок, то уже есть
шанс затянуть противника на пол и продолжить схватку в партере. Пропустив удар в
стойке можно разорвать дистанцию, прийти в себя на безопасном расстоянии и снова
вступить в бой. Напоминает разницу между шашками и шахматами. Один неправильный
ход в шашках может стоить всей партии. Потерянная пешка в шахматах вполне может
быть отыграна в течение игры. Исключение из этой закономерности составляет
оружие в силу того, что даже небольшой порез может иметь серьезные последствия.
http://www.isrb.ru/articles/zakon.html