Мастер Нгуен Лок, Основатель Школы, в результате длительных исследований и тренировок убедился, что у каждого вида боевых
искусств есть свои преимущества. Существуют школы, склонные к твердости, к технике жесткости и силы; есть школы, склонные
к мягкости, к гибкой, ловкой, грациозной технике, где мало применяется сила. Что касается боевых школ Вьетнама, то они
очень оригинальны, они не следуют определенному <твердому> или <мягкому> стилю, а постоянно видоизменяются, гибко
сочетаясь с телосложением каждого человека, с особенностями местности. Из-за древности своего происхождения во вьетнамских
единоборствах существуют и такие техники, которые уже не соответствуют новой эпохе. Однако Мастер увидел, что эти техники,
тем не менее, развивают такие физические качества как равновесие, точность, ловкость, необходимые человеку в любую эпоху.
Ключевая проблема здесь - это как через старинные формальные упражнения найти новые методы обучения, соответствующие
требованиям научности и современности, образу мысли и культуре бытия нашей эпохи и по-прежнему сохраняющие национальный
колорит. Итак, пройдя путь от осознания сущности различных боевых техник и упражнений к ясному пониманию специфической
ценности каждого стиля боевых искусств, одновременно с этим сопоставляя все это с психологическими и физическими
особенностями вьетнамцев, Мастер увидел, что необходимо создать такую школу единоборства, в которой присутствовал бы и
национальный колорит, и научность, и современность, чтобы помочь молодежи овладеть методикой укрепления здоровья,
методикой самозащиты и боя, создать методику, которая носила бы национальное название, поскольку в каждом сражении
присутствуют 2 важных фактора, определяющих победу или поражение - это дух и честь.
Исходя из всего вышесказанного, Нгуен Лок взял за основу вьетнамскую национальную борьбу и единоборства и извлек все
самое лучшее из единоборств всего мира, чтобы создать собственный стиль, назвав его ВОВИНАМ. Осенью 1938 года, когда
закончились его исследования, он поделился этими знаниями, обучил нескольких ровесников - родственников и друзей. В то же
время он продолжал править и дополнять Вовинам и в теории и на практике. Спустя почти год он вывел первую группу своих
учеников с открытыми показательными выступлениями перед публикой в Ханойском Большом театре. Представление привлекло
большое количество зрителей и было очень успешным.
Первая официальная группа по изучению этого вида борьбы начала занятия весной 1940 года в Ханойском педагогическом
училище. После этого одна за одной открывались все новые группы. Приблизительно за 15 лет (в течение 1940-1954 годов)
Вовинам стал очень популярным в Ханое и постепенно распространился на территории до провинций Шонтэй, Намдинь, Тханьхоа и
даже до провинции Гоконг на юге Вьетнама. В это время программа обучения была подразделена на 3 уровня: начальный, средний
и высший.
В 1954 году Нгуен Лок переселился на юг, открыл группу на улице Тху Кхоа Хуан (Сайгон), направил своих учеников вести
обучение стилю Вовинам в уезде Тхудык (провинция Зядинь), городе Далат и в других местах. И в это время, когда работа
только началась, когда на пути было много трудностей, скончался Мастер в четвертый день четвертого месяца Года Мыши
(29.4.1960), успев передать обязанности Мастера-патриарха школы мастеру Ле Шангу - следующему по иерархии за главой
ученику, который был тесно связан с ним еще с 1940 года. В настоящее время останки Мастера находятся в клубе Вовинам Вьет
Во Дао по адресу: дом 31, улица Ши Ван Хань, 10-й район, город Хошимин.
В Сайгоне тогда множество людей увлекалось занятиями Вовинам в группах на базе средних школ Тян Фыонг Лием, Святого
Томаса и других.
* Этап 1964-1975 гг.
В 1966 году Вовинам был уже широко распространен во многих крупных государственных и частных школах в Сайгоне, например,
в школе Петрус-Ки (ныне школа Ле Хонг Фонг), Зя Лонг (ныне школа Нгуен Тхи Минь Кхай), Тю Ван Ан, Као Тханг, Хынг Дао и
других, где работали группы как классных, так и внеклассных занятий, тем самым внося свой вклад в мощный размах
оздоровительного движения.
Спустя несколько лет, преодолев множество препятствий и добившись ряда значительных успехов, школа Вовинама получила
приглашение вести занятия в ряде отраслевых организаций. Затем многие мастера и тренеры поехали по разным провинциям и
городам Южного Вьетнама развивать этот стиль в различных провинциях и городах, таких как Камрань, Нячанг, Фуиен,
Биньзыонг, Биньдинь, Киунен, Кантхо, Хаунгиа, Киензянг, Анзянг, Виньлонг, Митхо и других.
Воспитывая моральные качества и обучая учеников технике единоборства, школа Вовинам Вьет Во Дао участвовала также в ряде
общественно-полезных дел, например, оказывала помощь соотечественникам, пострадавшим от наводнения и стихийных бедствий и
т. д.
С 1973 года первые группы Вовинам - Вьет Во Дао начали распространяться за рубежом благодаря последователям, выехавшим
преподавать за границу - во Францию, Германию, Швейцарию и другие страны
Этап 1976-1998 гг.
Примерно через год после объединения страны несколько мастеров и тренеров Вовинам Вьет Во Дао собрались в 8-м районе
города Хошимина для совместных тренировок. Спустя некоторое время они устроили показательные выступления на районном
стадионе и в ряде других мест, например, в 3-ем районе, уезде Биньтянь и других. По согласованию с комитетом по
физкультуре и спорту города Хошимина и Народным комитетом 8-го района 15 декабря 1978 года у озера Хоабинь (улица Тянь
Хынг - 8 район) состоялось официальное открытие занятий группы Вовинам Вьет Во Дао, тренером которой был мастер Нгуен Ван
Тиеу, положив начало процессу возрождения движения Вовинам в городе Хошимине. С этого дня и до начала 80-х годов мастера и
в других провинциях, например, в Кантхо, Виньлонге, Нячанге, Биньдине, Фуиене, Биньзыонге и других, также обратились за
разрешением на групповое обучение в местные отделы физкультуры и спорта. В июне 1980 года школа Вовинам Вьет Во Дао была
приглашена для участия в Празднике боевых искусств, организованном НИИ педагогики и 2-м Центральным педагогическим
училищем физкультуры и спорта города Хошимина.
В 1985 году мастер Нгуен Ван Тиеу был приглашен вести занятия в группе по изучению единоборств Южного Вьетнама
(4-месячные курсы непрерывного обучения) по линии Управления охраны Министерства внутренних дел. Важным событием 80-х
годов стало создание Ассоциации Вьет Во Дао города Хошимина в 1989 году, поскольку это событие так или иначе повлияло на
профессиональную деятельность и кадры школы, а также привлекло внимание других провинций и городов к этому стилю
единоборств. Возрожденное движение Вовинам Вьет Во Дао было включено Генеральным управлением по делам физкультуры и спорта
(ныне Комитет по делам физкультуры и спорта) в программу Фестиваля техники боевых искусств 3-ей зоны в 1990 году. К
сентябрю 1990 года 4 мастера - Нгуен Ван Тиеу, Нгуен Ань Зунг, Ле Тхань Лием, То Мань Хоа - приехали с показательными
выступлениями в Белоруссию, Советский Союз, где их впоследствии попросили остаться вести обучение. С целью создания
условий для развития Вовинам Вьет Во Дао, с 1992 года по настоящее время Комитет по физкультуре и спорту и спортивные и
физкультурные организации различного уровня провели несколько национальных первенств с участием многих провинций и
городов. Соревнования состояли из 2 частей: показательные выступления с демонстрацией техники и первенство по боевому
искусству. В городе Хошимине, во многих других провинциях регулярно проводятся Праздники Фу Донга - Праздники богатырского
здоровья, молодежные, юношеские, детские первенства, провинциальные и городские первенства, зональные первенства долины
реки Меконг и другие.
Чтобы объединить управление и руководство этой школой, Комитет по физкультуре и спорту в апреле 1994 года решил создать
Временный руководящий комитет Вовинам Вьет Во Дао. Затем внимание любителей национальных боевых искусств привлекли
триумфальные показательные выступления вьетнамской школы Вовинам Вьет Во Дао на 2-м Всемирном фестивале
культурно-спортивных традиций в Таиланде в декабре 1996 года, на 3-ем Фестивале в июне 2000 года в Ганновере, ФРГ, участие
школы в Международных фестивалях и показательных выступлениях в Японии, Корее, Франции, Испании и других странах, а также
направление мастеров по приглашению за границу для обучения стилю Вовинам в Испании и Франции в 1997, 1998 и 2000 годах.
Кроме того, начиная с 1994 года и по настоящее время работали несколько Групп подготовки тренеров Северного Вьетнама,
проведено несколько Конференций школы Вовинам. С 1998 года по настоящее время в городе Хошимине, Вьетнам, прошло уже
несколько Международных соревнований по Вовинам Вьет Во Дао, в которых приняли участие спортсмены из десятка стран Европы.
Все вышеназванное свидетельствует о том, что Вовинам Вьет Во Дао начинает утверждать свое положение в спортивном движении
и в родной стране и во всем мире.
Итак, после более чем 25 лет преодоления немалых трудностей, завоевав внимание различных руководящих органов физкультуры
и спорта, благодаря искренней самоотдаче всех мастеров и тренеров движение Вовинам Вьет Во Дао имеет около 30.000
постоянно тренирующихся последователей во Вьетнаме, почти во всех провинциях Юга и в ряде провинций на Севере.
На международной арене Вовинам Вьет Во Дао присутствует во многих странах мира, к примеру, во Франции, Германии,
Швейцарии, Италии, Испании, США, Польше, Марокко, Австралии, Канаде, Беларуси, на Украине, в Румынии, Алжире, Англии и
других. На протяжении нескольких лет ученики и мастера из многих стран приезжали во Вьетнам на учебу и для участия в
Международных показательных выступлениях, проводимых во Вьетнаме.
Мероприятия, проводимые школой Вовинам Вьет Во Дао, пользуются вниманием и поддержкой широких масс молодежи и детей,
различных отраслевых и общественных организаций внутри страны и за рубежом.