Прыжки ниндзя в высоту, о которых сложено немало легенд,
строились главным образом на регулировке дыхания и умении мобилизовать ки.
Однако в детстве осваивалась лишь техника движений. Существовало много способов
прыжка в высоту, но предпочтение всегда отдавалось прыжку <перекатом>, руками
вперед, с сальто или без него, с разгона или с места. В подобных прыжках,
которые служили для преодоления небольших препятствий - заборов, повозок,
вьючных животных, а иногда и цепи преследователей, важно было, приземлившись,
сразу выйти в боевую стойку. Прыжки в высоту обычно отрабатывались на простейшем
<тренажере> - вместо планки ребенок должен был перепрыгнуть через куст колючего
кустарника, но на <экзаменах> использовалось и настоящее оружие, о которое, в
случае неудачи, можно было серьезно пораниться. Столь же кропотливо
отрабатывались прыжки с шестом, который позволял в мгновение ока перемахивать
через стены высотой в несколько метров. Прыжки в длину через глубокие рвы и
<волчьи ямы> должны были воспитать способность не бояться глубины и навык
приземления не только на ноги, но и на руки с подтягиванием.
Особый раздел составляли <многоступенчатые> прыжки. В
качестве подготовительного упражнения к ним следовало освоить бегание по
вертикальной стене. С небольшого разгона человек пробегал по диагонали вверх
несколько шагов, стараясь по возможности сохранять равновесие за счет большого
угла к поверхности земли. При должном навыке ниндзя мог таким образом взбежать
на трехметровую скалу и остановиться на гребне либо, резко оттолкнувшись от
опоры, прыгнуть вниз и неожиданно атаковать противника. В китайском цюаньшу
такой прием получил название <тигр, прыгающий на утес>. Другим вариантом
многоступенчатого прыжка было заскакивание на невысокий (до 2 м) предмет,
который служил как бы трамплином для следующего, финального прыжка на общую
высоту до 5 м. Такая техника в сочетании с использованием миниатюрных
портативных пружинящих трамплинов нередко создавала иллюзию <полета по воздуху>.
Развитие силы и выносливости служило основой всех
тренировок ниндзя. Здесь одним из наиболее популярных упражнений для детей было
<подвешивание> на ветке дерева. Цепляясь двумя руками (без помощи ног) за
толстую ветку, ребенок должен был провисеть несколько минут на большой высоте, а
затем самостоятельно вскарабкаться на ветку и спуститься по стволу вниз.
Постепенно время <виса> доводилось до часа. Взрослый ниндзя мог таким образом
висеть на внешней стене замка под самым носом у часовых, чтобы, улучив удобный
момент, пробраться в помещение. Естественно, практиковались многочисленные
отжимания, поднятие тяжестей, хождение на руках.
Одна из загадок нин-дзюцу - хождение по потолку. Сразу же
оговоримся, что ни один ниндзя не умел ходить по обычному гладкому потолку.
Секрет заключался в том, что потолки японских комнат украшены открытыми
рельефными балками и стропилами, проходящими на небольшом расстоянии друг от
друга. Упираясь руками и ногами в параллельные балки или же цепляясь при помощи
<кошек> за одну балку, повиснув спиной к полу, ниндзя мог перебраться через всю
комнату. Тем же манером, но уже прыжками, он мог взобраться вверх, упираясь в
стены домов на узкой улочке или в коридорах замка.
Одним из любопытных аспектов обучения ниндзя был бег на
разные дистанции. Марафонский бег был нормой для любого ребенка в возрасте 10-12
лет: он покрывал за день несколько десятков километров почти без остановок.
Такого рода навыки требовались не только для того, чтобы уйти от погони, но и
для передачи важных сообщений. Hа очень больших расстояниях применялся принцип
эстафеты. В спринте <индикатором> достаточной скорости служила, обычная
соломенная шляпа. Hа старте следовало прижать шляпу к груди, и, если она
оставалась там прижатая потоком встречного воздуха до самого финиша, зачет
считался сданным. Бег с препятствиями мог принимать самые разнообразные формы.
Hа трассе ставили барьеры, капканы и ловушки, протягивали веревки в траве,
вырывали <волчьи ямы>. Юный ниндзя должен был, не прерывая движения, на ходу
подметить следы присутствия человека и обогнуть препятствие или перескочить
через него.
Для того, чтобы передвигаться по территории противника,
мало было уметь хорошо бегать - нужно было учиться ходьбе. В зависимости от
обстоятельств ниндзя мог использовать один из следующих способов ходьбы:
<крадущийся шаг> - мягкое бесшумное перекатывание с пятки на носок; <скользящий
шаг> - обычный способ перемещения в кэмпо дугообразными движениями стопы;
<уплотненный шаг> - перемещение по прямой, носок вплотную прижат к пятке;
<прыжковый шаг> - прыжки на одной ноге; <большой шаг> - нормальный широкий шаг;
<малый шаг> - передвижение по принципу <спортивной ходьбы>; <врезка лунок> -
ходьба на носках или на пятках; <ходьба вразбивку> - зигзагообразные движения;
<обычный шаг>, <ходьба боком> - перемещение <приставным шагом> или спиной, чтобы
помешать погоне определить направление движения.
При групповых операциях на местностях, где хорошо были
видны следы, ниндзя чаще всего передвигались гуськом, след в след, скрывая
количество людей в отряде. Основными требованиями при ходьбе любым способом были
быстрота, экономия сил и контроль дыхания. Важным дополнением к искусству ходьбы
было передвижение на высоких легких ходулях из бамбука - такуэума, которые в
случае необходимости можно было изготовить за несколько минут.
Обитатели труднодоступных горных районов, ниндзя были
прирожденными альпинистами. Ребенок сызмальства приучался карабкаться по скалам
и каменистым осыпям, спускаться в расселины, переправляться через стремнины и
бездонные пропасти. Все эти навыки впоследствии должны были помочь лазутчику
взбираться на неприступные стены замков и проникать во внутренние покои
монастырей. Искусство скалолазания (сака-нобори, или тохэки-дзюцу) было одним из
самых сложных предметов в программе обучения ниндзя. Хотя для облегчения подъема
существовали некоторые вспомогательные инструменты, считалось, что настоящий
мастер должен взбираться по отвесной стене, не прибегая ни к чему, кроме
собственных рук и ног. Секрет заключался в умении концентрировать силу и
жизненную энергию ки в кончиках пальцев. Таким образом, малейший выступ или
бугорок на поверхности стены становился надежной точкой опоры. Hащупав хотя бы
два-три выступа, ниндзя мог уверенно продолжать путь наверх. Мысленно в это
время он устремлялся <в глубь> стены, как бы прилипая телом к каменному массиву.
Стены замков, сложенные из огромных обтесанных глыб, могли считаться
неприступными благодаря своей высоте и крутизне, но для тренированного лазутчика
преодолеть подобное препятствие со множеством щелей и щербин не составляло
особого труда.
http://www.single-combat.ru/combat/close-fight/88/